онлайне. Остальные четыре части у меня давно имелись в довоенной сабашниковской серии "Записи прошлого". А чтобы прочесть первую часть, мне в середине 90-х пришлось не раз съездить в отдел рукописей РГБ. (Какой же всё-таки прогресс с этой штукой, с Интернетом, что ни говори!). Так что теперь удалось наконец собрать полный текст.
Мемуары эти, безусловно, из числа из самых содержательных в русской литературе.В первой части Б.Н. повествует о своём детстве, о провинциальной жизни в Тамбове и в разбросанных вокруг него дворянских гнёздах, в числе которых был чичеринский Караул. Слова "провинция" и "Тамбов" сейчас отдают чем-то дремучим, но было бы величайшей глупостью переносить этот стереотип на тогдашнюю жизнь в тех местах. Жизнь эта, без преувеличения, цвела. Прочтите и сами убедитесь.
Вот, кстати, что пишет сам Чичерин об этом:
"Отец мой может служить представителем лучших сторон тогдашнего провинциального быта, недостаточно оцененного русскою литературою. Это не был столичный житель, случайно заброшенный в степную глушь; он родился, воспитывался и почти всю жизнь провел в провинции. Подобные люди делают честь тому обществу, из которого они вышли. Могут сказать, что это было исключение. Нерядовые люди всегда бывают исключением, но они вырабатываются под влиянием окружающей среды и носят на себе ее отпечаток. Вообще было бы крайне ошибочно судить о русской провинции прежнего времени по «Мертвым душам» и «Ревизору» или даже по «Запискам охотника». Лучшие ее элементы остались незатронутыми русской литературой, которая в преследовании высших идеалов беспощадно карала то, что было им противно, не заботясь о полноте изображения. Благородная цель служит оправданием одностороннего направления сатиры прежнего времени. Но теперь, когда это все отошло в область давно прошедшего и представляет как бы отжившую формацию, какую цель можно иметь, изображая старый русский провинциальный быт в виде «Пошехонской старины»? Разве доказать, что автор в своей жизни ничего не видал, кроме грязи?"
Ныне все эти дворянские гнёзда - Мара Баратынских, Караул Чичериных, Умёт, Любичи Н.И.Кривцова - всё это в руинах. Понятие о той жизни, кроме как из мемуаров, получить больше неоткуда. Чичеринский дом в Карауле сгорел в 90-х, фамильный склеп был разгромлен где-то в 30-х... Подробнее о состоянии Караула здесь.
Ещё несколько фотографий из моего архива:
"Ван-дейковский" портрет Чичерина кисти В.О.Шервуда
Портрет Чичерина кисти В.А.Серова.

Б.Н.Чичерин с родственниками. У его ног - племянник, будущий наркоминдел

Усадьба Караул незадолго до разрушения

Документы свидетельствуют

Нашёл, к своей огромной радости, первую часть мемуаров Чичерина в
Мемуары эти, безусловно, из числа из самых содержательных в русской литературе.В первой части Б.Н. повествует о своём детстве, о провинциальной жизни в Тамбове и в разбросанных вокруг него дворянских гнёздах, в числе которых был чичеринский Караул. Слова "провинция" и "Тамбов" сейчас отдают чем-то дремучим, но было бы величайшей глупостью переносить этот стереотип на тогдашнюю жизнь в тех местах. Жизнь эта, без преувеличения, цвела. Прочтите и сами убедитесь.
Вот, кстати, что пишет сам Чичерин об этом:
"Отец мой может служить представителем лучших сторон тогдашнего провинциального быта, недостаточно оцененного русскою литературою. Это не был столичный житель, случайно заброшенный в степную глушь; он родился, воспитывался и почти всю жизнь провел в провинции. Подобные люди делают честь тому обществу, из которого они вышли. Могут сказать, что это было исключение. Нерядовые люди всегда бывают исключением, но они вырабатываются под влиянием окружающей среды и носят на себе ее отпечаток. Вообще было бы крайне ошибочно судить о русской провинции прежнего времени по «Мертвым душам» и «Ревизору» или даже по «Запискам охотника». Лучшие ее элементы остались незатронутыми русской литературой, которая в преследовании высших идеалов беспощадно карала то, что было им противно, не заботясь о полноте изображения. Благородная цель служит оправданием одностороннего направления сатиры прежнего времени. Но теперь, когда это все отошло в область давно прошедшего и представляет как бы отжившую формацию, какую цель можно иметь, изображая старый русский провинциальный быт в виде «Пошехонской старины»? Разве доказать, что автор в своей жизни ничего не видал, кроме грязи?"
Ныне все эти дворянские гнёзда - Мара Баратынских, Караул Чичериных, Умёт, Любичи Н.И.Кривцова - всё это в руинах. Понятие о той жизни, кроме как из мемуаров, получить больше неоткуда. Чичеринский дом в Карауле сгорел в 90-х, фамильный склеп был разгромлен где-то в 30-х... Подробнее о состоянии Караула здесь.
Ещё несколько фотографий из моего архива:
"Ван-дейковский" портрет Чичерина кисти В.О.Шервуда
Портрет Чичерина кисти В.А.Серова.
Б.Н.Чичерин с родственниками. У его ног - племянник, будущий наркоминдел
Усадьба Караул незадолго до разрушения
Документы свидетельствуют
Comments
Офф: С днём рождения !!!!