Dr. Alex Vereshchagin (alex_vergin) wrote,
Dr. Alex Vereshchagin
alex_vergin

Category:

О революциях вообще

Вижу, что значительная часть приятных мне людей находится в интеллектуальном тупике: на мирные перемены надежды нет, указать ведущий к ним путь никто не может, надеясь либо на смену поколений (как будто есть такой запас времени) или просто на авось, однако при этом испытывает страх перед "революцией", которая обязательно должна быть "кровавой", потому что "иначе в России не бывает".

На мой взгляд, история вовсе не подтверждает этих страхов. Конечно, все слыхали о "бархатных" революциях; но тут же торопятся возразить, что таковые совершенно невозможны в России. Самое забавное, что возражают люди, видевшие собственными глазами и даже участвовавшие в одной из таких революций, причем именно в России - в августовской 1991 года. Встречный довод, будто это была не революция, а что-то другое, можно смело отмести - если подходить к подобным явлениям с невозможно строгими критериями "революционности" (типа "революция должна изменить весь общественный уклад, сменить всю элиту или всех осчастливить"), то революций во всей мировой истории останется только раз-два и обчелся. Возьмем, к примеру, июльские события 1830 г. во Франции: я не знаю ни одного автора, который бы отказал им в праве называться революцией. Между тем, не надо тратить много слов, чтобы показать, что в результате этих событий во Франции изменилось значительно меньше, нежели в результате событий 1991 г. в России. И если первым мы не можем отказать в праве зваться революцией, то чисто логически не должны в этом отказывать и вторым. Таким образом, мы все стали свидетелями революции в России, которая была весьма бархатной (погибли лишь три человека, да и то довольно случайно). Поэтому довод, будто революция в России есть заведомый ужас, уже эмпирически опровергнут.

События 1991 г. мы не привыкли называть революцией отчасти потому, что они выглядят недостаточно масштабно и драматично по сравнению с Большой Революцией 1917 г. А поскольку в советской школе всем нам на уровень подкорки вдалбливали мысль о том, что "настоящая революция" должна выглядеть именно как та, 1917 года, то мы подсознательно и принимаем за истину, будто в августе 1991 г. никакой подлинной революции не случилось; и даже теперь, давно поменяв знак с плюса на минус, мы по-прежнему исходим из верности базовой посылки: настоящая революция должна быть столь же радикальной и глубокой, как 1917-1920 гг. в России или 1789-94 гг. во Франции, а иначе какая же это революция? На самом же деле события 1917 г. имели совершенно другое направление и исключительный масштаб, а потому и не могут считаться каким-то "эталоном" революции. Великая же Французская революция была очень сложным, смешанным, многосоставным явлением, и в этом смысле тоже вполне исключительна и вряд ли с чем-то сравнима. Исключительное вообще не может служить хорошей меркой для вещей, и август 1991 г. гораздо ближе к средней, типичной, "медианной"  революции.

Грубо говоря, все революции, подобно политическим движениям и идеологиям, делятся на два типа: левые и правые. Левые нередко бывают кровавыми, правые - обычно нет. Причина этого ясна: левые стремятся искусственно изменить, перекромсать "низовой" уклад жизни, в них доминирует стремление к материальному равенству, перераспределению имуществ, а это все невозможно без массового насилия и большой крови. Правые ни к чему подобному не стремятся, и именно поэтому "буржуазные" революции, ставящие целью добиться "всего лишь" формального равенства, свободы для бизнеса, отказа от произвольного налогообложения, создания независимых судов, подконтрольности администрации и снятия всевозможных ограничений на частную жизнь, обычно обходятся без большого кровопролития. По той же самой причине в них незначительна роль фанатиков или утопистов, и они зачастую носят неполный, компромиссный характер. Поэтому вслед за первой революцией может последовать реакция, частичная реставрация старого порядка, которая, в свою очередь, уничтожается второй, "догоняющей" революцией, ставящей окончательную точку и подводящей черту под большим историческим периодом, содержанием которого является переход (или, как любят выражаться для пущей умности наши политологи, "транзит") от старого порядка к новому. Примерами служат та же июльская революция 1830 г. или "Славная революция" 1688 г. Наверняка найдутся и другие, менее известные примеры во второстепенных странах.

И если применить эту модель к нашему длинному историческому переходу-транзиту от авторитарной и неправовой политической практики к европейской "нормальности", то мы увидим то же самое: революция 1991 г., "правая" по своей сути, уничтожила главную опору старого порядка - систему власти КПСС; затем, после периода турбулентности, последовали реакция и частичный возврат старого, но уже не на коммунистической, а на более гибкой и способной к мимикрии "чекистской" основе. (Компартия и ЧК-КГБ были двумя главными опорами "старого порядка", и вторая опора благополучно пережила антикоммунистическую революцию). Соответственно, транзит можно будет считать завершенным лишь тогда, когда произойдет новая, догоняющая революция правого типа, но уже античекистская. Надежд же на медленную эволюцию, на то, что чекизм каким-то непонятным образом сам постепенно изживет себя, по-моему, нет никаких - независимо от того, нравится нам этот вывод или нет.
Subscribe

  • О реституции (денационализации)

    Обсудили с коллегами вопрос о возможности возвращения награбленных большевиками имуществ - практические и юридические аспекты. По ссылке

  • О коррупции

    Salery дал хороший повод обсудить коррупцию. Действительно, чем же она плоха - и плоха ли вообще? Может, стоит ее легализовать и перестать…

  • Объявление

    По причине моей ангины начало лекций по курсу русского права периода Империи вновь откладывается - на сей раз на 25 февраля.

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 132 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • О реституции (денационализации)

    Обсудили с коллегами вопрос о возможности возвращения награбленных большевиками имуществ - практические и юридические аспекты. По ссылке

  • О коррупции

    Salery дал хороший повод обсудить коррупцию. Действительно, чем же она плоха - и плоха ли вообще? Может, стоит ее легализовать и перестать…

  • Объявление

    По причине моей ангины начало лекций по курсу русского права периода Империи вновь откладывается - на сей раз на 25 февраля.