Очевидно, смысл затеи заключался в том, чтобы противопоставить нынешнему официальному обелению совка какой-то «свой собственный» положительный период. И в высшей степени характерно, что на эту должность были назначены именно 90-е. Это, разумеется, отнюдь не случайно. Прежде всего, своя рубашка ближе к телу: многим либералам, принадлежащим к пишущему и говорящему классу (журналисты, политтехнологи и т.д.) тогда действительно жилось хорошо или, как минимум, интересно. В их сфере была движуха, сыпались гранты, делались быстрые карьеры и все такое прочее. Жизнь переливалась всеми красками, а вот в нулевые стало скучнее.
Но главное даже не это. Главное в том, что нынешним либералам, в рамках их изначальной установки, просто не остается никакого другого выбора, как сделать своим знаменем именно 90-е и, как следствие, стараться всячески их реабилитировать. Ведь наши либералы (что довольно давно уже подчеркивает salery) – советские, и других пока не народилось. Да, они не любят социализм, Сталина и КПСС, но культурно, по своему происхождению и по своим, как выражались раньше, «историческим преданиям» они – люди именно советские. (Показательная деталь: один из умнейших либертарианцев, ныне проживающий в США, и посейчас упорно именует в своих постах родной город Ленинградом). Кстати, многим из них импонируют Соединенные Штаты (а не Европа): ведь США, как это ни странно, весьма многое культурно сближает с Совком - в частности, космополитизм (который сродни «интернационализму»), «авангардизм», то есть постоянная устремленность в будущее («Время, вперед!»), «экономизм» мышления и отсутствие массового интереса к корням, истокам, «священным камням» и т.п. «ненужным» предметам, которые считаются уделом «яйцеголовых ботаников». Нужно заметить, что девяностые и были наиболее «американским» периодом в нашей истории (причем даже в негативных проявлениях: скажем, всплеск бандитизма легко находит культурный аналог в американском гангстерстве, «диком Западе» и т.п.).
Но самый принципиальный момент состоит все же в том, что внутренний советизм либералов мешает им расширить свою оптику и благодаря этому поднять на щит не разнузданные и мутные девяностые, столь нелюбимые большинством их сограждан, а пореформенную Россию (1861-1917 гг.) – даже несмотря на то, что там и свободы экономической было побольше, чем в девяностые, а уж про порядок, спокойствие и правозащищенность можно и не говорить. Подобная нарочитая зашоренность - отличный пример того, как впитанная с молоком матери идеология заставляет людей делать ложный выбор вопреки собственным долгосрочным интересам: ведь если либералы хотят так или иначе добиться власти, то восхвалять столь ненавистные массе населения девяностые – это заведомо проигрышная электоральная стратегия. Куда выгоднее было бы противопоставить совку не девяностые и не идею «жить как в США» (Америки в наших широтах всё равно в ближайшие 50 лет не возникнет, нравится нам то или нет), а показать саму Россию начала XX века такой, какой она и была – то есть европейской страной со вполне рыночной по тогдашним стандартам экономикой и очень приличной правовой системой. Страной, которая (разумеется, mutatis mutandis) единственно и может быть идеологическим ориентиром, культурным образцом и, следственно, реальной альтернативой «бесконечному совку». Но нет же – ведь это означало бы в корне отрицать советское… Ни в коем случае! Уж лучше мы обречем себя на вечную маргинальность и будем истово и безнадежно бороться «за честные выборы» (притом, что даже в случае полного успеха такой борьбы либеральная партия с ее апологией девяностых наберет на этих самых честных выборах лишь несколько процентов).
Да, кого Бог погубить хочет - того он разума лишает.