Традиция не прерывалась и далее, а наоборот, только укреплялась: скажем, Н.Х.Бунге, председатель Комитета министров Р.И. и бывший ее министр финансов, в своем политическом завещании, адресованном Александру III, затем Николаю II и мрачновато озаглавленном «Загробные заметки», не раз с пиететом ссылается на Милютина («как говорил мне Николай Алексеевич Милютин» и т.п.), что совершенно необычно - больше он так ни на кого не ссылается; ясно, что Николай Милютин и через четверть века после завершения своей деятельности и ухода из жизни сохранял в верхах громадный авторитет и упоминался как лицо всем отлично известное, центральное, знаменитость, не нуждающаяся ни в каком представлении; кстати, Бунге как мин. финансов был преемником А.А.Абазы – шурина и сотрудника Николая Милютина. А сами «Загробные заметки» - это мощный документ, в котором изложена вся будущая правительственная программа Николая Второго, она же программа Столыпина и Витте (см. статью С.Куликова «Николай Второй как реформатор»), - программа, последовательно реализовывавшаяся до самой гибели империи. Витте, в частности, сам признавал, что во вреде общины его убедил именно Бунге; он же убедил в этом и своих непосредственных адресатов – последних двух монархов. Николай Второй велел размножить программу Бунге и дать на прочтение всем высшим сановникам.
Насколько все эти важнейшие связи и обстоятельства забыты и не осознаются даже специалистами, показывает следующий эпизод: весной на одной междисциплинарной конференции я задал докладчице, специалисту по Витте и автору диссертации о нем, вопрос о «Загробных заметках» и о влиянии Бунге на Витте. Из ответа было ясно, что заметки Бунге она попросту не читала (хотя вообще-то документ был опубликован - в 1999 г.). Так что, наверное, прав юзер salery, когда говорит, что традиция радикально сломана, что о тогдашних людях и порядках никто ничего толком не знает и что настоящих либералов у нас нет – а есть только советофилы разных степеней и оттенков (я бы сюда еще добавил американофилов и украинофилов). Что, собственно, отношение к памяти Милютиных лишний раз и подчеркивает. Но именно потому, что этот разрыв и это отчуждение совершенно беспримерны и беспрецедентны, их степень почти никем не осознается (потому что люди хорошо видят и чувствуют только те явления, которые можно сравнить с чем-то уже известным и чему-то знакомому уподобить – но в том-то все и дело, что произошедшему в России никакого аналога нет, случай СССРФ - уникален).
Кстати, из Тамбова мне доносят, что Мединский уже начал восстанавливать усадьбу Бориса Николаевича Чичерина в его имении Караул (она сгорела практически дотла в девяностые). Сам я считал возможность ее восстановления нулевой (денег надобно много, а находится она в депрессивной тамбовской глубинке), а вот поди ж ты… И никакой кризис ему не помеха. Так что напрасно К.Добрынин пишет, без соблюдения знаков препинания, что «осуждать Мединского за серость и профнепригодность это дурной тон» http://echo.msk.ru/blog/konstantindobrynin/1792488-echo/ Нет-нет, тут если кто и сер, то это точно не Мединский. Идеологическая «чуйка» у него отличная, «фишку» он «сечет» и действует нешаблонно – вот даже меня удивил, а это нелегко. На своем участке он даст либеральным конкурентам сто очков вперед. Они, бедняги, необходимость опоры на отечественную традицию совсем не понимают, а Мединский – понимает прекрасно. Так что покуда у режима такие оппоненты, он, режим, может спать совершенно спокойно. Даже странно, что они там, в верхах, суетятся и нервничают… На их месте я бы только посмеивался.