Dr. Alex Vereshchagin (alex_vergin) wrote,
Dr. Alex Vereshchagin
alex_vergin

Categories:

Еще о Милютиных и др. антикварные заметки

Мединский позвал патриарха и в речи своей поставил Милютина в один ряд с Аракчеевым и сталинско-брежневским маршалом Устиновым:). И, разумеется, ни слова о том, что это был один из главных деятелей русского либерализма. Ну что ж, вполне логично и в чем-то даже справедливо: кто оплатил угощение, тот и музыку заказывает, и акценты расставляет, и пенки снимает. Кто смел, тот и съел.

В официозных публикациях по теме вообще все прекрасно: и неодолимый миф про 25 лет службы в старой армии, и то, что Милютин якобы сам подписал закон о всеобщей воинской повинности (как будто такое вообще было мыслимо в самодержавной монархии), и бредовое предположение Экштута о том, что кража у Милютина ордена Андрея Первозванного было делом рук аристократической оппозиции, и стыдливые упоминания о «реконструкции» монастырского кладбища в советское время, о проложении каких-то там новых аллей… https://rg.ru/…/general-feldmarshalu-dmitriiu-miliutinu-ust…

В действительности дело было не в реконструкции и не в аллеях, - аллеи абсолютно не виноваты, это все косноязычное вранье, - а в сознательном и целенаправленном уничтожении советской властью не только самого культурного класса императорской России, но и всякой памяти о нем, а следовательно, и памятников людям, его составлявшим. Поэтому все старые кладбища были сознательно уничтожены, чудом уцелели только часть Донского и немного Введенского. Вы замечали, что плиты, которыми выложен пол в сталинском метро, зачастую разных цветов и оттенков? Знаете почему? Да потому, что это могильные камни. Это обтесанные надгробия со старых русских кладбищ. Вот по ним мы и ходим. Часть пошла на строительство метро, часть на поребрики (на Басманной до сих пор виден бордюр, на котором забыли стесать буквы), еще одна часть – на памятники советским людям. Зайдите на советское Новодевичье и посмотрите, сколько там перелицованных старых надгробий: с них сбивались кресты, имена владельцев стесывались и писались новые имена. Теперешние люди ходят, не замечая этого, потому что так настроено их зрение.

А вообще, в Новодевичьем монастыре было гораздо больше тысячи надгробий, а уцелело штук двадцать, еще примерно столько же были восстановлены потом, приблизительно на тех местах и уже в советской орфографии (например, Брусилову – потому что так захотел Сталин, Владимиру Соловьеву – потому что место захоронения было уже почти утрачено, и когда Ватикан предложил перенести его в Рим, то советские, чтобы избежать сраму, спешно его восстановили, водрузив на могилу философа чужой камень, и т.д.). Все остальные люди (отец А.П.Чехова, например) до сих пор лежат там под газончиками и дорожками, и их топчут посетители. Кстати, нет никаких гарантий, что даже восстановленные памятники устанавливались на верных местах. Это и к Милютину относится, ведь вопрос о сохранности праха людьми Мединского тоже стыдливо обойден; известно, что захоронение было в склепе, а склепы при уничтожении кладбищ обычно потрошили, останки выбрасывали и глумились над ними. Например, так случилось и с фамильным склепом Чичериных: головой Бориса Николаевича ребятишки играли в футбол, а гроб использовали как лодку, чтобы переплывать речку Ворону. Нынешним советским, наверное, весьма неприятно слышать об этом, но что же делать: такова правда, и никакой другой правды у нас для них нет.


                                                                                                  ***

(еще ремарка о том же) На ловца и зверь бежит: сов. случайно попались заметки Бориса Садовского, датированные концом 20-х («Заметки с кладбища»). Автор, разбитый параличом поэт-символист, ютился тогда с женою в подвале Новодевичьего монастыря посредь разливанного моря советчины, и заметки свои начинает так: «Сижу у могилы Гилярова-Платонова. Летний вечер. Пьяный молодой рабочий, шатаясь, подходит. "Здесь похоронены подлецы! Положительно, одни подлецы! Никита Петрович Гиляров-Платонов! Подлец! Положительно, здесь похоронены одни подлецы!" http://az.lib.ru/s/sado…/text_1932_zametki_s_kladbisha.shtml

Вот они, действительные истоки т.н. «реконструкции»... Аллейки, говорите, понадобилось проложить? Ну-ну.

Чувство юмора у Садовского несомненно было – но, по обстоятельствам жизни, жутковатое, макаберное. Чего стоит хотя бы история (весьма похожая на правду) о том, как Брюсову после вскрытия набили череп газетой «Известия» и вот в таком виде – с головой, начиненной «Известиями» - опустили в могилу! Такое нарочно не выдумаешь.

Или: «Одна курсистка явилась к Грушке на экзамен в сильном декольте. "Милостивая государыня, я затрудняюсь, что мне делать с вами, - экзаменовать или гильотинировать". Девица в смущении ушла.» (А.А.Грушка был филолог-классик, профессор Моск. ун-та).


                                                                                                  ***

Воспоминания Б.А.Садовского – это какое-то сборище мусора, отчасти любопытного, но во многом бессмысленного. Писаны очень отрывисто, без внутренней связи. Это вообще характерная черта мемуаров людей «серебряного века» (Белого, Соловьева и др.), даже самых талантливых: у писателей этого поколения картина жизни вся разбилась на мелкие осколки. Никакой объединяющей мысли нет, а есть только груда разномастных подробностей: и не случайно всё пронизано неврастенией, чувством бессмысленности; то там то сям упоминается, что один или другой знакомый покончил с собой, но практически никогда – из-за безвыходных обстоятельств, а больше «просто так», без причины. Сегодня весел и свеж, а завтра ни с того ни с сего застрелился – вот типичная история. Суицидальное настроение было в начале века необыкновенно сильное. В нем важный исток революции, которая и была, в сущности, ничем иным как самоубийством России, также произошедшим ни с того ни сего, без достаточно веских причин и оснований. Тут очень символичен Мордка Богров, застреливший Столыпина, пытавшегося страну излечить. Этот вполне благополучный помощник присяжного поверенного именно хотел уйти из жизни, но не просто так, а громко хлопнув дверью. «В жизни нет ничего, кроме длинного ряда котлет, которые предстоит съесть», - говорил Мордка.

Кстати, в то время все самоубийцы стрелялись, но никто не вешался. А всё потому, что оборот оружия был чрезвычайно свободный: ограничений было немного, да и те игнорировались. Царизм, подавив первую революцию, почти ничего не сделал для стеснения оборота огнестрельного оружия. Право русских подданных владеть им оставалось в принципе неотъемлемым. Обычно это считается чертой свободного народа. Реклама браунингов в журналах была вещью заурядной. Автор науки полицейского права, знаменитый Роберт Моль, считал такую свободу явлением не вполне типичным (скажем, в Австрии требовалось разрешение, чтобы держать оружие – Waffenpasse). Само понятие «необходимой обороны» значило не только право, но и прямую обязанность некоторых лиц (например, дворян, офицеров) пустить в ход оружие в случае нападения. Разоружили народ уже коммунисты (на основании декрета 10 декабря 1918 г. о сдаче оружия). После этого разоружения успешная антисоветская революция сделалась невозможной.

                    
                                                                                                  ***


Сегодня отмечается 100-летие морской авиации (уж не знаю почему сегодня, она ведь и до 1916 г. имелась; но неважно). Я как-то сохранил попавшийся мне на просторах Интернета фотоальбом морского летчика А.Москалика – потому, во-1-х, что он сам по себе полон интересных деталей и лиц того странного времени - 1917-18 гг., когда Россия была как бы еще жива и в то же время уже нет (vivit, non vivit, как молвила однажды Эритрейская Сивилла по совсем другому поводу), - и это в нем, альбоме, отчего-то ощущается, - а во 2-х потому, что во многом этот альбом относится к родине предков, Красному Селу, где располагалась морская авиационная школа и тренировался пилот Москалик.

А детали там, если разобраться, очень интересные. Вот на снимке № 48 во главе процессии идет седовласый священник – и это несомненно настоятель нашей Троицкой церкви протоиерей Иоанн Яковлевич Цветков (1849-1938). У меня с ним, как это ни странно, есть общие знакомые – сестра моего деда, которую мы звали «тетя Маруся» (1909-1996), была им крещена, о чем у меня имеется метрическое свидетельство с его подписью.

Отцу Иоанну удалось уйти от большевиков – в 1920 г. его сделали настоятелем церкви в Куоккале, прихожанином которой был Илья Репин. Великий художник написал портрет отца Иоанна. Корней Чуковский сообщал из Куоккалы о Репине: «Новых вещей у него много. О них при свидании. Среди них наиболее заметное полотно: местный священник в алтаре на коленях (портрет, масло)». Издатели поясняют в примечании: «Портрет священника ("Протоиерей Иван Цветков"), 1922. Портрет был продан в Италию.»

Вот так все со всеми связаны и от чего угодно можно протянуть нить к чему угодно.

Subscribe

  • С.В.Волков про украинскую статью Путина

    "Видеть в этой статье изменение принципиального взгляда на проблему никак не возможно, и ни малейшего значения она не имеет".…

  • Про милость и правду

    Конспект моей лекции в Свято-Филаретовском институте, прочитанной в мае. О русском праве до 1917 года…

  • (no subject)

    Делаю вывод, что Путин писал статью сам и никому вычитывать не давал. Это видно из того, что Эмский указ датирован с ошибкой в четыре года ("Эмский…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments

  • С.В.Волков про украинскую статью Путина

    "Видеть в этой статье изменение принципиального взгляда на проблему никак не возможно, и ни малейшего значения она не имеет".…

  • Про милость и правду

    Конспект моей лекции в Свято-Филаретовском институте, прочитанной в мае. О русском праве до 1917 года…

  • (no subject)

    Делаю вывод, что Путин писал статью сам и никому вычитывать не давал. Это видно из того, что Эмский указ датирован с ошибкой в четыре года ("Эмский…