Dr. Alex Vereshchagin (alex_vergin) wrote,
Dr. Alex Vereshchagin
alex_vergin

Categories:

ПМВ и народное образование в Р.И.

Мероприятие в «Сахарнице» по теме «1917 год и армия» выдалось откровенно скучным – выступавшие говорили плохо, с немалым количеством каши во рту, и в общем и целом негативно оценивали деятельность государственной машины Российской империи в годы войны. Приводили примеры разложения в тылу, невыполнения своего долга офицерами, нежелания солдат воевать и т.п. Спас мероприятие Волков, явившийся во втором часу и в своем весьма четком выступлении разложивший вопрос по полочкам: фронт накануне революции был совершенно благополучен, никакой «военной революции» не было, а разного рода отрицательные примеры не являются характерными (известно, что исключения и аномалии запечатлеваются в памяти намного глубже, чем норма).Никто ему, в общем-то, возразить не рискнул, и только Постников, бывший главным негативистом среди выступавших, напомнил слова Бисмарка о том, что битву под Садовой выиграл прусский школьный учитель, и поставил в вину властям императорской России промедление с введением всеобщего обучения, которое-де могло бы воспитать в народе необходимый патриотизм. Об этом у него с Волковым завязалась короткая полемика – все это можно посмотреть на видео http://www.sakharov-center.ru/discussions/?id=2850

Вот по этому вопросу – образование народных масс в РИ – позволю себе несколько суждений и цитат, тем более что как раз сегодня такой знаток его, как philtrius, в очередной раз об этом высказался. Бисмарк, конечно, о победительном прусском учителе ничего не говорил, это лжецитата, что доценту Постникову не  мешало бы знать; но дело не в том. Хуже всего, что подобные люди поддерживают навязшую уже в зубах «легенду о русских поселянах, двухметровых голубоглазых блондинах, столетиями "искусственно" содержимых в невежестве злокозненным правительством» (Д.Е.Галковский). Между тем, правительство вовсе не препятствовало народу учиться; скорее, успехам просвещения мешали как раз радикалы. В.И.Гурко в своих «Записках государственного человека» вспоминал:

«Не подлежит сомнению, что правительство с самого освобождения крестьян, т.е. с начала 60-х годов прошлого века, находилось в очень трудном положении. В эпоху великих реформ Александра II оно горячо и искренне стремилось к развитию самодеятельности в народных массах и к их просвещению и развитию. Но на первых же шагах в этом направлении оно столкнулось с революционным движением, стремившимся использовать все принимаемые меры в своих революционных целях. Достаточно припомнить в этом отношении те воскресные школы, учреждение которых в Петербурге правительство всецело поощряло в 60-х годах, и как ими завладели революционные элементы анархического направления мысли вроде Кропоткина для превращения их в центры пропаганды своих учений, в их творческом философском основании недоступных пониманию масс, но вполне понятных в их разрушительной части. Правительство имело право или, вернее, обязано было охранять государство от людей, стремившихся разрушить самые его основания, и поэтому не могло не препятствовать их деятельности. Вина русских революционных групп вовсе не ограничивается тем непосредственным неисчислимым вредом, который они принесли русскому народу своей совершенно не отвечающей уровню его умственного развития пропагандой социального и имущественного равенства, превращавшейся в упрощенном понимании массы в призыв к насильственному отобранию чужого имущества. Вина этих элементов, едва ли не самая тяжелая, заключается еще в том, что она препятствовала правительству во всех его начинаниях в деле развития народного просвещения. Лозунг «грабь награбленное» возник вовсе не в момент появления на сцене в качестве деятельной силы большевиков. Фактически он был заложен в основу учения всех разнообразных революционных кружков и толков.»

Понимая, что обязательное всеобщее образование наверняка станет каналом революционной пропаганды, царское правительство относилось к этой идее по необходимости осторожно. Ведь никакой идеологической монополии у него не было (в формально подцензурной печати даже в эпоху «реакции» при Александре III спокойно помещались откровенно марксистские статьи), не было и цели установить всеобщую обязательную идеологию и заниматься каждодневной промывкой мозгов населению. Зато в Совдепии положение полностью изменилось, с чем и связаны лихорадочные усилия большевиков по «ликвидации безграмотности». Мотивы этой политики совершенно четко высказал Ленин в разговоре с пришедшим делать его портрет Ю.П.Анненковым:

«— Вообще, к интеллигенции, как вы, наверное, знаете, я большой симпатии не питаю, и наш лозунг «ликвидировать безграмотность» отнюдь не следует толковать как стремление к нарождению новой интеллигенции. «Ликвидировать безграмотность» следует лишь для того, чтобы каждый крестьянин, каждый рабочий мог самостоятельно, без чужой помощи, читать наши декреты, приказы, воззвания. Цель — вполне практическая. Только и всего».

Тут, собственно, и добавить-то нечего – чел сам признался и сам всё сказал. В нормальном государстве, подобном Р.И., образование есть просто услуга, и спрос на эту услугу рождает предложение; растет спрос - растет и предложение; правительство не навязывает эту услугу и не преграждает путь к ней, а разве что поощряет и стимулирует спрос. А вот в тоталитарной идеократии, обществе казарменного социализма, шибко умных вообще не надобно (с чем и связано общее падение гуманитарного знания при Совке), зато нужна обязательная всеобщая грамотность, чтобы власть могла беспрепятственно доводить до каждого свои приказы и лозунги. Хотя и при соввласти, несмотря на все усилия, даже в 1950-х годах оставалось немало неграмотных, так что еще вопрос, шло ли дело распространения грамотности при ней быстрее, чем это было бы при продолжении нормального развития…
 
Subscribe

  • Кропоткины

    Зашли вчера в городе Дмитрове в дом-музей князя-анархиста Кропоткина, где он скончал свои дни. Перед крыльцом бегали трое малых детей - мальчик и два…

  • Пропал закон (нужна помощь по еврейскому вопросу)

    Блоггер shaon, несколько воспаленный израильский патриот, выдвинул в комментариях к моему последнему посту тезис о том, что "с 1911г. был…

  • О "дискриминации"

    Из разговора с просвещенным френдом, заметившим, что "правовое положение "инородцев" отличалось от правового положения русских…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments

  • Кропоткины

    Зашли вчера в городе Дмитрове в дом-музей князя-анархиста Кропоткина, где он скончал свои дни. Перед крыльцом бегали трое малых детей - мальчик и два…

  • Пропал закон (нужна помощь по еврейскому вопросу)

    Блоггер shaon, несколько воспаленный израильский патриот, выдвинул в комментариях к моему последнему посту тезис о том, что "с 1911г. был…

  • О "дискриминации"

    Из разговора с просвещенным френдом, заметившим, что "правовое положение "инородцев" отличалось от правового положения русских…