Даже не зная румынского, очень интересно наблюдать за сей драматической сценой: вначале зал, еще не осознав, куда дело идет, ритуально аплодирует; потом, поняв, что происходит нечто ненормальное, с минуту ошеломленно молчит, а затем начинает кричать и захлопывать говорящего. Продержался Парвулеску на трибуне не более 5 минут. После один за другим выступают верные холопы, и наконец, встает сам хозяин и заводит речь, - так, как это было принято на митингах у коммуняк старой школы – т.е. рубя ладонью воздух: легко разобрать слова «интриган», «провокатор» и т.п. (видео) Старика вытуривают, лишают мандата и спецпайков; но он доживет до 1992-го и еще увидит труп своего врага.
Вообще, Чаушеску, хотя он и жил на Олимпе, не раз приходилось сталкиваться с враждебной аудиторией: так, за два года до того он лично отправился уговаривать забастовавших шахтеров, но появление небожителя не произвело на толпу должного впечатления; во время долгой сумбурной речи его не раз прерывали агрессивными выкриками, и после нее он был как выжатый лимон – ушел, опираясь на телохранителей. А о последнем его выступлении в декабре 1989 г., с которого, собственно, и началось восстание, и говорить нечего, это помнят все… Оказывается, перед тем как бежать на вертолете, он ненадолго застрял в лифте, и только из-за этого мятежники, находившиеся буквально в двух шагах, его упустили: за ним гнались до самого вертолета, и он опередил их какими-то секундами – ну прямо кино!
Кстати, Чаушеску мог погибнуть еще в 1957-м во Внуково, когда при взлете там грёбнулся и загорелся самолет с румынской делегацией, прибывшей на 40-летие ВОСРы: часть пассажиров погибла, но Чаушеску выжил.
В социалистическом (конц)лагере Румыния занимала своеобразное положение какого-то вольноотпущенника. Самостоятельности добился еще предшественник Чаушеску, Георгиу-Деж: в середине 50-х он непонятно каким образом уговорил Хрущева вывести советские войска из Румынии, после чего затеял кадриль с Западом, которую Чаушеску продолжил. Есть версия, что Георгиу-Деж был отравлен КГБ; Чаушеску же явно недолюбливал советских вождей и при всяком случае давал это чувствовать, особенно в 1968 г., когда в момент советского вторжения в Чехословакию громогласно его осудил, нарушив тем самым единый фронт социалистических государств, и начал неприкрыто готовиться к оборонительной войне с Советским Союзом, подняв волну национализма и вместе с нею свою популярность. Но при этом оставался в структурах СЭВ и Варшавского пакта, прилежно участвовал в общих коммунистических ритуалах… Для своего населения советская пропаганда эту особую позицию Румынии замалчивала, упорно делая вид, что ничего не происходит. Но при всей своей русофобии (истинной причиной которой была незаживающая рана по имени «Бессарабия»), румынские коммунисты адресовались друг к другу русским словом «товарищ», что отлично слышно и на видео.
Южный фланг вообще был особенно гнилым в соцлагере и рано осыпался: из восьми изначально имевшихся вассалов в Европе, Кремль был способен худо-бедно контролировать только центральных (Польшу, Венгрию, Чехословакию и ГДР), а из южных, балканских – лишь Болгарию. Албания и Югославия довольно быстро выпали из концерта, а Румыния оставалась в нем только формально.
Спустя годы так и остается непонятным, в какой степени свержение Чаушеску было стихийным, а в какой мере – следствием заговора опальных номенклатурщиков во главе с Илиеску. С этим последним, своим будущим ниспровергателем (и, в сущности, убийцей), Чаушеску прежде любил игрывать в серсо: эти фото легко сыскать в Интернете…