«Я считаю Ельцина историческим деятелем уровня Александра II», говорит Мариэтта Омаровна Чудакова. Хорош, однако же, «Александр II», при котором не было ни судебной реформы, ни земской, ни городской, ни военной. Ничего нового и настоящего в этих ключевых институциональных сферах создано не было.
Напомню, что реформаторской решительности Ельцина не хватило даже на то, чтобы вынести Ленина из Мавзолея, хотя осенью 1991 г. власть у него была практически диктаторская, популярность бешеная, антисоветский порыв активной части столичного населения – очень силен, и никто в этот момент даже пикнуть бы против не посмел. Второй раз такая возможность представилась в 1993-м, после расстрела Верховного Совета. И тоже была стопроцентно упущена. Без всяких сомнений, сознательно: ведь оба раза ситуация была такая, что приказ о десоветизации (вынос Ленина, удаление символики, возвращение старых названий) был бы выполнен беспрекословно. Да, на местах бы кое-где затянули и саботировали, но обе столицы были бы спокойно зачищены от советчины, а это решило бы всё. В столицах Ельцин ситуацию контролировал, и сделать это было вопросом нескольких дней, было бы только желание. Коммунисты находились в полной растерянности, были совершенно деморализованы. Словом, шанс одним ударом навсегда решить вопрос представлялся отменный, и не понимать этого было невозможно. Но – ничего, ровным счетом ничего не было сделано. В результате прощание с Совком растянулось на многие десятилетия, теперь ему и конца не видно.
Вот такой, понимаешь, «реформатор». И напрасно Мариэтта Омаровна теперь удивляется, что дети все как один считают Ленина добрым дедушкой и пишут о том в сочинениях. Дети, в отличие от взрослых, устроены правильно, они еще не сделались шизофрениками, как их родители, а рассуждают здраво: раз ему стоят всюду памятники и в каждом городе есть хотя бы одна улица его имени – значит он был хороший человек. А как же иначе? Разве плохих людей могут так прославлять? А если он плохой, так почему же памятники не уберут? Ответить вразумительным образом на эти детские вопросы решительно невозможно. Спасибо Ельцину за это.