Встретил в ленте восторженные отзывы о балете Спартак с участием Ивана Васильева, и решил сравнить с тем, классическим Спартаком, которого исполнял другой Васильев – В.В.
Сравнил.
Ну что сказать. Нынешние танцуют очень хорошо, и не будь старых видео, можно было бы даже подумать, что это и есть предел, достигнутый искусством; но, к счастью или нет, старые видео существуют, и сравнение дают не в пользу нынешних.
Возьмем для сравнения адажио из Спартака и попробуем просмотреть, так сказать, параллельно (3:20 на современной записи соответствует началу записи 1970 г.).
Прежде всего, впечатлению от Васильева-2 несколько мешает его борцовская мускулатура, особенно чрезмерно развитые ноги; он слишком коренаст, а балет – это прежде всего изящество.
Но это, положим, не главное. Главная разница прячется вообще-то в мелочах, малоприметных для глаза, но именно из этих мелочей слагается впечатление: «совершенство состоит из мелочей», некогда сказал Гете, и в нашем случае именно они создают превосходство старого над новым. Скажем, Иван на 4:30 носит партнершу на плечах как груз или коромысло, держа ее ладонями и сгибая книзу; он согбенно и понуро вертит ее, и вмиг возникает ощущение, будто он ищет, куда бы подевать эту ношу, как бы от нее избавиться! А сравните-ка, до чего изящно исполняет то же самое его предшественник! Первый Васильев в этот момент лицо старается не опускать, партнерша сама обвивается вокруг его плеч, он ее не держит, а руки он расправляет в стороны, вразлет, с ладонями даже слегка приподнятыми вверх, подобно крыльям, отчего возникает ощущение легкости! Это длится лишь 2-3 секунды, но все меняет, и вот из множества таких мелочей и состоит совершенство.
Затем, бросается в глаза, что нынешние звезды не живут танцем, а всего лишь исполняют его, отрабатывают; их лица плоские, порой даже постные, и совершенно не меняют своего выражения. А В.В. с супругой своей – это еще и великие артисты; следить на сменой выражений на их лицах – отдельное удовольствие.
Видно также, что публика испортилась: громко бьет в ладоши, как на стадионе, прерывает музыку аплодисментами, реагируя на каждый удачный «финт», в то время как раньше придерживали аплодисменты до конца, а смотрели как бы затаив дыхание, что создавало другое, более возвышенное, настроение - некоего священнодействия.
В общем, нынешние звезды, спору нет, очень хороши; а тогдашние – это просто небо. Какое счастье, что они были.
Сравнил.
Ну что сказать. Нынешние танцуют очень хорошо, и не будь старых видео, можно было бы даже подумать, что это и есть предел, достигнутый искусством; но, к счастью или нет, старые видео существуют, и сравнение дают не в пользу нынешних.
Возьмем для сравнения адажио из Спартака и попробуем просмотреть, так сказать, параллельно (3:20 на современной записи соответствует началу записи 1970 г.).
Прежде всего, впечатлению от Васильева-2 несколько мешает его борцовская мускулатура, особенно чрезмерно развитые ноги; он слишком коренаст, а балет – это прежде всего изящество.
Но это, положим, не главное. Главная разница прячется вообще-то в мелочах, малоприметных для глаза, но именно из этих мелочей слагается впечатление: «совершенство состоит из мелочей», некогда сказал Гете, и в нашем случае именно они создают превосходство старого над новым. Скажем, Иван на 4:30 носит партнершу на плечах как груз или коромысло, держа ее ладонями и сгибая книзу; он согбенно и понуро вертит ее, и вмиг возникает ощущение, будто он ищет, куда бы подевать эту ношу, как бы от нее избавиться! А сравните-ка, до чего изящно исполняет то же самое его предшественник! Первый Васильев в этот момент лицо старается не опускать, партнерша сама обвивается вокруг его плеч, он ее не держит, а руки он расправляет в стороны, вразлет, с ладонями даже слегка приподнятыми вверх, подобно крыльям, отчего возникает ощущение легкости! Это длится лишь 2-3 секунды, но все меняет, и вот из множества таких мелочей и состоит совершенство.
Затем, бросается в глаза, что нынешние звезды не живут танцем, а всего лишь исполняют его, отрабатывают; их лица плоские, порой даже постные, и совершенно не меняют своего выражения. А В.В. с супругой своей – это еще и великие артисты; следить на сменой выражений на их лицах – отдельное удовольствие.
Видно также, что публика испортилась: громко бьет в ладоши, как на стадионе, прерывает музыку аплодисментами, реагируя на каждый удачный «финт», в то время как раньше придерживали аплодисменты до конца, а смотрели как бы затаив дыхание, что создавало другое, более возвышенное, настроение - некоего священнодействия.
В общем, нынешние звезды, спору нет, очень хороши; а тогдашние – это просто небо. Какое счастье, что они были.
Comments
Т.е., СС безусловно и однозначно названа преступной…