В этой истории немало забавного и вместе с тем поучительного, наводящего на размышление. Забавно прежде всего то, что почему-то считается, будто Македония, сделавшись «Северной», тем самым, в результате словесного фокус-покуса, волшебным образом утратит и желание и возможность претендовать на пресловутую греческую провинцию. Насчет возможности вообще сомнительно, чтобы таковая имелась – уж слишком разные у стран весовые категории. Но желание, если оно действительно есть, совершенно точно не может исчезнуть от каких-то там переименований, а тем более столь несущественных. Но, может быть, я просто чего-то не понимаю в этой балканской специфике. Вчуже, со стороны, все эти словесные игры выглядят странно, как-то несерьезно.
Еще интереснее вот какой поворот темы. В принципе, Македония, как суверенное государство, могла бы наплевать на капризы греков: как хочу, так и называюсь. Но ей вместе с тем хочется в Евросоюз, а Греция блокирует вступление. Это и есть тот инструмент, с помощью которого Греция шантажирует Македонию и успешно вымогает это самое переименование. Если оно будет оформлено двусторонним международным договором (а приходящие сообщения свидетельствуют, что так и будет), то со стороны Македонии напрашивается следующая уловка: заключить договор, переименоваться, вступить в ЕС и в НАТО, а потом, спустя некоторое время (особенно если к власти придет оппозиция, выступающая против переименования) взять да и переименоваться обратно. Это был бы отличный способ натянуть нос шантажистке Греции! И что последняя смогла бы противопоставить такому сценарию? Нешто войну Македонии объявит или хотя бы дипотношения разорвет? Это очень сомнительно.
И главное, такой поступок Македонии был бы вполне легитимен и даже «нормален»: в конце концов, господа реалисты уверяют нас, что международного права не существует и что международные договоры выполняются лишь до тех пор, пока сторонам это выгодно. Ну вот у Македонии выгода выполнять договор и исчезнет сразу же после вступления ее в ЕС. А в ответ на все протесты Греции Македония могла бы с легким сердцем отвечать ссылкой на «доктрину чистых рук»: тот, кто взывает к добросовестности, должен сам вести себя добросовестно; вы нас шантажировали – ну вот и получите.
Однако мне что-то подсказывает, что Македония Грецию не обманет (к огорчению господ реалистов). Но что же помешает ей обмануть? Как называется эта помеха, какова ее природа? Вот в чем вопрос.