Трамп меньше чем за минуту объяснил смысл встреч с мировыми лидерами Между прочим, это отнюдь не тривиальный вопрос: зачем им вообще нужно встречаться? Часто говорят, что они, мол, рассчитывают на личную «химию», благодаря которой можно сдвинуть дела с мертвой точки. Но вероятность понравиться собеседнику не выше, чем вероятность вызвать антипатию и, наоборот, испортить дело. Трамп этого не признает, говоря, что все равно хуже не будет. Но хуже бывает, что известно по крайней мере со времен Филиппа де Коммина, который, вспоминая ряд примеров из своего придворного и дипломатического опыта, настаивал, что «могущественным государям...вообще не нужно видеться, если только они хотят оставаться друзьями». Среди прочего, он рассказывал о свидании Людовика XI с королем Кастилии:
«Они были самыми верными союзниками во всем христианском мире, ибо их союз был союзом короля с королем, государства с государством и человека с человеком и они обязаны были беречь его даже под страхом проклятия. Для этой встречи Генрих Кастильский с большой свитой прибыл в Фонтараби, а наш король остановился в четырех лье от него, в Сен-Жан де Люз, так что каждый из них оставался в пределах своего королевства.... Между этими двумя королями прежде никогда не возникало разногласий – им нечего было делить. Они виделись всего лишь раз или два на берегу реки, разделяющей оба королевства, в маленьком замке Юртюби, куда кастильский король приплывал со своего берега, и очень не понравились друг другу. ... Король Кастилии был некрасив, и его одежда, необычная для французов, вызывала их смех. Наш же король был одет столь плохо, что хуже и быть не может: на нем был короткий костюм невиданного фасона и шляпа со свинцовым образком на макушке. Кастильцы смеялись над ним, поговаривая, что это от скупости. В конце концов все разъехались с насмешками и издевками на устах, и два короля никогда после этого не проявляли друг к другу симпатии».
Но если в прежние времена личное общение имело хотя бы тот смысл, что позволяло избежать единственной ему альтернативы в виде переписки, которая была обременительна, неудобна, да и не все ведь рискнешь предать бумаге, - то сейчас-то какой смысл во встречах, при нынешних средствах аудио и видеосвязи, с всевозможным шифрованием и т.д.? Польза от встреч совершенно неочевидна.
Что касается «химии», то не лучше ли «вождю» нанять соответствующих послов и дипломатов, обладающих личным обаянием, чем полагаться на свое собственное?
Кстати, интересно было бы с этой точки зрения оценить эффективность советской внешней политики первых 25 лет. Ведь Ленин с иностранными лидерами вообще никогда не встречался и никого из них в глаза не видел; довоенный Сталин - то же самое. Понятно, что политика эта была абсурдна и антинациональна по своим целям, что вытекало из сущности советского режима - но вот насколько она была эффективна в преследовании своих абсурдных целей? Выиграла она из-за отсутствия встреч или проиграла?