Dr. Alex Vereshchagin (alex_vergin) wrote,
Dr. Alex Vereshchagin
alex_vergin

Category:

«Утрамбование» КС

Обратил внимание, что в Конституционном Суде налицо три вакансии, которые очень давно не замещаются: уж третий год пошел, как вместо 19 судей их всего 16. После поправки, внесенной в закон о КС в 2014 году, такое стало возможно: президент РФ вправе ждать, пока число судей не опустится ниже 13 (то есть 2/3 от полного состава), и лишь тогда у него появляется обязанность предлагать кандидатов. Как видим, он этим правом бездействия охотно пользуется, что вполне ожидаемо: такую чуднУю поправку не стали бы вносить, если бы не планировали ею немедленно воспользоваться.

Попытаемся понять, что за нею стоит.

Пояснительная записка (законопроект № 519829-6) по обыкновению, косноязычна и невразумительна:

«Федеральным конституционным законом от 3 ноября 2010 года… внесены изменения, касающиеся организационных форм конституционного судопроизводства. Принятие Конституционным Судом Российской Федерации решений только в заседании Суда в целом, в котором в любом случае обеспечена широкая коллегиальность, в полной мере гарантирующая обоснованность в общественном сознании статуса решений Конституционного Суда Российской Федерации как окончательных, не подлежащих обжалованию, позволяет более гибко относиться к численности судей от их предусмотренного Конституцией Российской Федерации общего числа – 19, при наличии которой Суд правомочен осуществлять свою деятельность….

Возникает необходимость (?) установить, что если прекращение полномочий судьи Конституционного Суда Российской Федерации связано не с дискредитирующими основаниями и не с принципиальной физической невозможностью исполнять обязанности, он продолжает исполнять обязанности судьи до назначения на должность нового судьи, если иначе действующих судей (?) станет менее двух третей от нормативной численности, то есть Конституционный Суд Российской Федерации не сможет иначе (?) осуществлять свои полномочия…

Отсутствие, с учетом указанных выше изменений, остроты вопроса о незамедлительном заполнения вакансии судьи Конституционного Суда Российской Федерации дает основание для расширения дискреции Президента Российской Федерации в определении сроков внесения представления о назначении лица на вакантное место судьи. Это, в частности, позволяет уделить больше внимания такому аспекту определения состава Конституционного Суда как сохранение в нем удачно сложившегося соотношения судей, относящихся к различным научным школам, различным типам правопонимания, имеющих различный – практический или теоретический – предшествующий профессиональный бэкграунд и так далее. Одновременное внесение нескольких кандидатур на накопившиеся вакансии в определенных обстоятельствах позволяет лучше решать эту задачу (!), чем заполнение вакансий по мере их открытия, когда сопряжение даже высочайших профессиональных и человеческих качеств конкретных кандидатов с обеспечением важнейшей роли Конституционного Суда Российской Федерации как хранителя баланса правового развития и правовой стабильности затруднено. (?) Поэтому … предлагается предусмотреть, что только если в случае выбытия судьи из состава Конституционного Суда Российской Федерации число судей окажется менее двух третей от общего числа судей, представление о назначении лица на вакантное место судьи вносится Президентом Российской Федерации в Совет Федерации не позднее месяца со дня открытия вакансии. Соответственно, если вопрос о работоспособности Суда в целом не стоит, Президент Российской Федерации не связан этим сроком, что позволяет системно и сбалансировано (!) подходить к задаче заполнения вакансий в Конституционном Суде Российской Федерации».

Итак, мы видим довольно тошнотворную смесь канцеляризмов («отсутствие остроты вопроса»), сленговых варваризмов («бэкграунд») и натужного пафоса («сопряжение высочайших качеств с выполнением важнейшей роли»). Так обычно пишут, когда хотят скрыть свою настоящую мысль за потоком слов. Но в чем эта мысль, каков именно замысел?

С одной стороны, раз КС с 2010 г. на палаты более не разделяется, и все  дела решает «пленум», full bench, то и в самом деле вроде бы можно число судей несколько сократить. Но что это дает? Только мелкую экономию, совершенно пустячную в масштабах государства, на сокращении нескольких судейских ставок. При этом возрастает нагрузка на остальных судей в части предварительного рассмотрения жалоб, а это ведь и есть их основная работа. Жаловаться-то люди меньше не станут оттого, что меньше стало судей… Так что нет, здесь резон какой-то другой. Но какой же?

Думаю, что, как и во всем, тут замешан главный интерес – удержание власти. Кажется, истина просвечивает в словах про «удачно сложившееся соотношение судей». Сейчас оно действительно удачное, КС покорен, безропотно одобряет всё что надо: но представим себе, что вдруг атмосфера изменится и он начнет взбрыкивать, выйдет из под контроля... Одного-двух диссидентов можно выпереть, так уже бывало, ну а если таковых будет больше? Вот тогда-то и пригодятся вакансии: назначаем на пустые места своих верных слуг – и добиваемся прочного численного перевеса. Одна эта угроза уже может довольно эффективно удерживать нынешний состав в узде.

В сущности, ничего нового под солнцем нет: знатоки сразу вспомнят Рузвельта, технологию его борьбы с Верховным Судом (довольно позорную, по мнению многих). Разница лишь в том, что в ВС США никаких вакансий не было, все девять мест были заполнены, поэтому Рузвельт хотел увеличить численность судей до 15-ти и добавить в Суд своих ставленников. Расширение ему не удалось, но, как считается, угроза произвела впечатление на одного из девяти членов, и он перешел к поддержке Нового Курса (“the switch in time that saved nine”). Это дало Рузвельту необходимое большинство (5 против 4).

А в истории с нашим КС еще то забавно, что Конституции такое регулирование не соответствует даже буквально, ибо ее статья 125 до сих пор категорически гласит: «Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 19 судей». Но 19-ти судей там нет уже более трех лет, с 2015 года. По идее, надо было и в Конституцию поправку внести, - так сказать, «привести Конституцию в соответствие с законом», - да не стали заморачиваться: мол, и так сойдет. И кстати напрасно: если какая-нибудь будущая власть захочет отменить решения КС, то вот готовый повод - они были приняты неконституционным составом Суда:).
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • In questo mondo di ladri, или немного о жуликах

    Коллега-юрист, известный специалист по санкциям, пишет: "В силу статьи 264 Договора о функционировании Европейского Союза, если иск обоснован, то…

  • Обоюдное поражение

    По поводу новой реплики С.В. Волкова. Думаю, заблуждения лоялистской критики происходят не из недомыслия, а из нежелания противопоставлять себя…

  • Удорожание правосудия без повышения его качества?

    Вчера был исторический день - день многократного повышения судебных пошлин. Поэтому я решил - а вернее, разрешил самому себе - разместить здесь…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments