Климкин назвал массовый отъезд населения за рубеж мегавызовом для Киева То, что страна потеряла с 1991 года 15% населения (это не считая Крыма-Донецка-Луганска - с ними и того больше), считается не катастрофой, а только «вызовом». Главное – всё это дело правильно назвать.
Конечно, далеко не все означенные 15% умерли, очень многие просто уехали. Только вряд ли они возвратятся. Для этого в бывшей УССР должны произойти такие перемены к лучшему, на которые рассчитывать может только безнадежный оптимист.
Вообще, sub specie aeternitatis очень любопытно было бы смотреть, - ретроспективно, лет так через сто или двести, - как две ветви единого некогда народа, целенаправленно разделенного большевиками-ленинцами на два, вместе погружаются в историческое болото, ругаясь и ссорясь. Все это на ровном месте, без большой войны и мора. Разруха – она всегда в головах. Однако зрелище (если наблюдать в отдалении) по-своему величественное и уж несомненно поучительное.
Кстати, и в позднесоветской Украине демографические процессы были очень необычные, по части своеобразия им мог составить конкуренцию разве что Казахстан. Это хорошо видно при сравнении результатов переписей 1959 и 1989 годов. В них много любопытного, я даже увлекся.
В 1959 году русские составляли 17% населения У., а в 1989 г. уже 22%, при этом еще 4,5 млн записавшихся украинцами считали родным языком русский, а не украинский. Его же считало родным и большинство белорусов, живших на Украине. В совокупности получалось, что накануне роспуска СССР треть населения Украины была по сути русской или явно «русско-ориентированной». И еще 22 млн украинцев свободно владели русским как вторым. Тех же, кто русским свободно не владел, было 12,5 млн. В итоге получалась следующая модель: в условном центре ее - 22 млн «билингв», с правого (русского) краю - 16 млн русских или «русскоориентированных», а с левого (украинского) краю – 12,5 млн «щирых украинцев». Причем в городском населении правый фланг еще более перевешивал левый: более 14 млн славян с родным русским языком против 5,9 млн «щирых украинцев» и при 14,2 млн билингв в центре. Ясно, что более половины «щирых» жило на селе – в отличие от.
А по областям демографическая ситуация была очень разная. Так, в Днепропетровской области, сиречь Екатеринославской губернии, русское меньшинство за 30 лет выросло быстрее украинского большинства: русских за 30 лет стало 936 тысяч вместо 466, рост на 43%, в то время как украинцев – 2770 вместо 2103 тысяч (рост лишь на 32%). Весь прирост русского населения был в городах (количество сельских русских в области почти не выросло, а сельских украинцев – вообще упало намного).
В Донецкой области население за 30 лет выросло несильно – всего на миллион с небольшим. Однако русских стало больше на 716 тысяч, а украинцев – лишь на 325 тысяч. Опять же, все главным образом за счет городов. В результате численность городских русских по области почти догнала численность городских украинцев.
Такой же мощный опережающий рост русского населения наблюдался в Харьковской области, притом что число сельских русских там почти не выросло, а сельских украинцев – сильно сократилось вместе с общим сокращением сельского населения.
Русское население росло быстрее украинского и в Одесской области. Определенный паритет был в Крыму – население удвоилось, причем русское почти удвоилось, а украинское – увеличилось чуть более чем вдвое.
Быстро менялось соотношение в пользу русских в Луганске. В Сумской области население вообще уменьшилось, но только украинское (на 110 тысяч), в то время как русское выросло на 22 тысячи.
В Хмельницкой области население за 30 лет не выросло, но русское удвоилось, причем в городах (на селе и оно не росло).
В Львовской области число украинцев росло быстрее, чем русских, несмотря на то что там было много военных. Тернопольская область – общий рост с 1086 до 1164 тысяч, при этом численность русских как была, так и осталась маленькой – 26-27 тысяч. В Тернопольской и Ивано-Франковской русских вообще было мало. То же в Закарпатской.
Винницкая область резко выделилась: существенная депопуляция за 30 спокойных лет (с 2142 до 1920 тыс. человек). Но стало меньше украинцев, а не русских, число же последних, напротив, возросло с 93 тысяч до 112.
В Черниговской области население тоже уменьшилось, и тоже за счет украинцев (русское выросло).
В Черкасской области население почти не выросло, причем украинское уменьшилось, а небольшое русское – удвоилось. Нечто похожее – в Кировоградской области и Житомирской.
Интересная динамика в Киеве. Еще в 1959 году город был во многом русский: 254 тысячи из 1104-х, то есть 23%; за 30 лет ситуация мало изменилась (в 1989 был 21%). А вот в Киевской области русское население, правда незначительное, удвоилось: с 82 тысяч до 168. Преобладающее же украинское – выросло несильно: с 1602 тысяч до 1729. Почти весь прирост русских – за счет городов области. Выглядит так, будто русское население активно выезжало из Киева в близлежащие города. Очень странный феномен, объяснения которому пока не нахожу.
В городах У. люди чаще идентифицировали себя как русские – 30% городского населения в 1959 году и 29% в 1989 году. В целом, создается впечатление, что русская идентичность была скорее городской, а украинская – скорее сельской. Попав в из села город, украинец зачастую становился русским или как минимум начинал по-русски свободно говорить. Только в случае Киева это незаметно – возможно потому, что там было много национальной интеллигенции и сказывалась «коренизация» руководящих кадров.