Dr. Alex Vereshchagin (alex_vergin) wrote,
Dr. Alex Vereshchagin
alex_vergin

Categories:

Еще о советской демографической статистике

До сих пор иногда встречаются люди, в целом вполне нормальные, уверяющие, будто в СССР была какая-то «дружба народов». Не мешало бы им просто посмотреть на статистику, причем советскую же, официальную.
                                                                                                  
Возьмем абсолютные цифры численности русского населения в двух «солнечных и гостеприимных» закавказских республиках - Грузии и Азербайджане – согласно послевоенным переписям населения, то есть в эпоху, когда «единый советский народ» вроде бы сложился и дружба народов должна была литься ручьем.

Итак, численность русского населения (в тысячах человек, округленно).

Азербайджан: 1959 г. – 501, 1970 г. – 510, 1979 г. – 475, 1989 г. – 392. Как видим, в шестидесятые эта численность почти не росла, в семидесятые – ползла вниз, в восьмидесятые – обрушилась. На фоне этих процессов события января 1990 г., по которым в Баку до сих пор льют слезки (а через год ожидается целый водопад), не должны были явиться сюрпризом. Всего за 20 советских лет в Азербайджане исчезла почти четверть русского населения.

Грузия: 1959 г.– 408, 1970 г. – 397, 1979 г. – 372, 1989 г. – 341. Тут снижение численности началось еще раньше, в спокойные шестидесятые, и затем неуклонно продолжилось. В итоге за тридцать лет в Грузии куда-то подевалась почти пятая часть русских.

Советские демографы эти цифры никак не комментировали, просто игнорировали. Да и что они могли сказать? Объяснение ведь могло быть только одно: вытеснение русских вследствие роста бытового национализма, их постепенная эмиграция. Неуютно им стало жить в «братских» республиках.

В связи с отставкой давно всем обрыдевшего казахского хана (перед уходом заботливо назначившего правительство из одних казахов) мне вспомнился следующий отрывок из воспоминаний американского инженера, работавшего в Казахстане в 30-е годы:

« У нас не было времени посетить все разработки, так что мы созвали местных управляющих, главных инженеров и служащих-коммунистов на собрание, на одном из крупнейших рудников.

Когда собралась толпа мужчин и женщин, они представляли необычную картину. Больше половины были казахи и киргизы, по внешности напоминали монголов. Большинство из них даже не понимало русского языка, так что мою речь о горном деле, которую я читал по-русски, тут же для них переводили на казахский. Доказательство было налицо: здесь соблюдали закон, по которому по меньшей мере половина управляющих, а также рабочих на рудниках, должна относиться к коренному населению. С учетом такого положения, не приходилось удивляться, что работа на рудниках шла не очень хорошо.

Многие казахи винили русских в своих проблемах, не различая между коммунистическими реформаторами и всеми другими русскими, и чувствовалась неприязнь между коренным населением и русскими, которых в Казахстане около 20 процентов.
Русским, которые живут сейчас среди примитивных племен, пришлось научиться терпению и немалой выдержке. Коммунисты, отличаясь качеством, которое удачно назвали снобизмом наоборот, решили: раз русские эксплуатировали коренное население в прошлом, теперь им следует терпеть любые унижения. Местные племена, по умственному развитию как хитрые дети, быстро уловили, что русские не могут отплатить за любую выходку, и некоторые из них используют во зло привилегии, полученные от коммунистов. Русским приходится делать хорошую мину при плохой игре, поскольку они по опыту знают, что при малейшей попытке отплатить тем же их сурово накажут, и коммунистические суды всегда примут на веру любые слова туземца.


Во время эпидемии тифа в Алтайских горах мы оказались в одном рудничном поселке, где жители были под угрозой заражения, и те, кто еще мог передвигаться, стояли в очереди перед диспансером. В толпе было примерно поровну русских и казахов. Русские, по природе более чистоплотные и осторожные, старались, чтобы у них не было вшей — источников инфекции. Но на казахах была грязная одежда, покрытая вшами.
Толпа стояла в порядке, мужчины и женщины понемногу подходили и ждали, когда наступит их очередь зайти в диспансер. Казахи, зная, что русские боятся вшей, забавлялись тем, что собирали вшей со своей одежды и бросали на русских. Выражение смешанного гнева, ужаса и отчаяния на лицах русских я запомню надолго. Но они ничего не могли сделать. Казахи, зная, что русские бессильны протестовать, хитро и злобно улыбались.» (Д.Д.Литтлепейдж. В поисках советского золота).


Так что не было в СССР никакой дружбы народов. Доказано статистически.
Subscribe

  • С.В.Волков про украинскую статью Путина

    "Видеть в этой статье изменение принципиального взгляда на проблему никак не возможно, и ни малейшего значения она не имеет".…

  • Про милость и правду

    Конспект моей лекции в Свято-Филаретовском институте, прочитанной в мае. О русском праве до 1917 года…

  • (no subject)

    Делаю вывод, что Путин писал статью сам и никому вычитывать не давал. Это видно из того, что Эмский указ датирован с ошибкой в четыре года ("Эмский…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 16 comments

  • С.В.Волков про украинскую статью Путина

    "Видеть в этой статье изменение принципиального взгляда на проблему никак не возможно, и ни малейшего значения она не имеет".…

  • Про милость и правду

    Конспект моей лекции в Свято-Филаретовском институте, прочитанной в мае. О русском праве до 1917 года…

  • (no subject)

    Делаю вывод, что Путин писал статью сам и никому вычитывать не давал. Это видно из того, что Эмский указ датирован с ошибкой в четыре года ("Эмский…