Я был очень признателен послу за это упоминание, поскольку оно позволило высказать весьма важный тезис, который по-хорошему должен быть тривиальным (но, увы, таковым пока не является). А именно, что все проблемы с этой оккупацией, преследующие РФ до сего времени и поднимаемые вновь и вновь, возникают оттого только, что Кремль упорно защищает советскую власть как «свою» и, в общем-то, «правильную» - а вот с уничтоженной ею российской государственностью никакой юридической связи не признает. И это притом, что принадлежность Прибалтики Рос. империи не ставилась под сомнение никем и никогда, ни одной державой в мире. У Р.И. вообще не было «спорных» территорий. Договоры с прибалтами нарушали красные, а не белые – последние их не подписывали и никаких независимостей не признавали. Поэтому указание на то, что мы наследуем исторической России, а поступки сов. власти осуждаем – убивает всю «оккупационную» риторику и требования покаяния. Большевики признали независимые прибалтийские государства, а потом уничтожили их независимость – а чего ж вы хотели, на то они и большевики. Не надо было с ними связываться. Вот так оборонительная позиция в этом «качании прав» сразу же сменяется на наступательную («а вы сами-то вообще по какому праву возникли? – давайте это обсудим. По праву силы и свершившегося факта? ОК, а что тогда против новой силы и новых faits accomplis вы имеете?» и т.д.).
На рассуждения такого рода обычно следует ответ (он и здесь воспоследовал), что всё это было давно и не надо углубляться в историю. Как ни хотелось бы последовать такому совету, а не получается. Где вообще заканчивается «история» и начинается «современность»? Те, кому на руку международно-правовое статус кво, скажут, что история – это всё, что предшествовало данному статус кво. Но проблема в том, что как только заинтересованность в статус кво исчезает, граница между историей и современностью сразу отодвигается, порой на очень солидную глубину. Вот совсем недавно понадобилось Константинополю и Киеву изменить статус кво на Украине и аннексировать каноническую территорию РПЦ МП – и немедля достали истлевшие хартии 17 века. Они сразу сделались актуальны. Притом что это вам не Российская империя даже (еще живы люди, при ней родившиеся, а совсем недавно их было много), это Московская Русь, которую никто даже в глаза не видал. И ничего: оказывается, и так можно, если очень хочется - пустяки, что с 17 века столько воды утекло...
Право – не вещь, а идея; идеи живут много дольше вещей и порой возвращаются самым неожиданным образом. По большому счету, они историей вообще никогда не становятся.