Дабы закрыть гештальт, приведу еще пару любопытных фактов, свидетельствующих о жестоком угнетении грузин в Российской Империи. В «Судебной газете» за 1892 год мне попалось:
«Рѣшѳніѳ давнишняго спора. Около десяти лътъ назадъ между греческими и грузинскими монахами Ивѳрскаго монастыря на Аѳонѣ возникъ процѳссъ, касающійся права владенія означеннымъ монастырѳмъ тою или другою національностью. Сначала споръ этотъ разбирался въ константинопольскомъ патріархатѣ, а затъмъ дѣло было передано въ нашъ Россійскій Святейшій Синодъ, такъ какъ грузинамъ — русскимъ подданнымъ—при помощи нѳопровѳржимыхъ докумѳнтовъ удалось доказать, что аѳонскій Иверскій монастырь сооруженъ на средства грузинскихъ и мингрельскихъ товадовъ и азнауровъ и что греки завладѣли этимъ монастыремъ насильственно. Наши послы при Константинопольскомъ дворѣ действительный тайный совѣтникъ Новиковъ и Нелидовъ подробно разслѣдовали это дъло и всѣ подробности насилій, совершавшихся греками надъ грузинами, сообщили министру иностранныхъ дѣлъ. Въ настоящее время процѳссъ между грузинами и греками пѳрешѳлъ въ вѣдѣніѳ Россійскаго Святъйшаго Синода. На дняхъ, въ Святѣйшѳмъ Синодѣ состоялось экстренное засъданіѳ по настоящему вопросу, причемъ представитѳлемъ интѳресовъ грузинскаго монашества явился действительный тайный совѣтникъ Новосѳльскій и окончательное рѣшеніѳ Синода состоялось въ пользу грузинскаго монашества.»
Когда я приводил процент грузин среди княжеских родов Российской Империи – 56%, то один беззаветный патриот Грузии мне заявил, что невелика милость - грузины эти были при царе в качестве шутов и поваров. Хотя в 19 веке шутов при дворе давно уже не было (эта традиция умерла с Анной Иоанновной, и уже Екатерину представить себе в окружении шутов совершенно невозможно), и вряд ли хоть один повар был князем, показательнее, быть может, другая цифра: сколько грузин были не просто князьями, а князьями «светлейшими». Титул «светлости» давался реже редкого, даже в фельдмаршалы жаловали значительно чаще. Например, когда генералиссимусу Суворову был пожалован титул князя Италийского, то его начали именовать Вашей светлостью: и тогда император Павел специальным указом это запретил, подчеркнув, что титул светлости князю Суворову не предоставлен. Великий полководец остался всего лишь сиятельством, титул светлости получили через 50 лет его внуки. Такова была ценность этого титула – высочайшего из всех, которые могли быть пожалованы смертному (выше были только высочества и величества, но они приобретались по праву рождения). Так вот, из 22 пожалований в «светлейшие», произошедших в России с 1803 года (момент присоединения Грузии) и до самой революции, десять пожалований были грузинским князьям (Дадиани, Менгрельским, Имеретинским, Шервашидзе и т.д.). Практически – половина. Это при том, что грузины составляли в лучшем случае полтора процента населения Российской Империи.
Многим тут понравился позавчерашний очерк нравов «На холмах Грузии» о званом обеде князей Вачнадзе с веселыми танцами вслед за убийствами. (Сестра находит, что это фольклорно-абсурдистский сюжет в стиле Кустурицы). Согласно Кофоду, всё описанное происходило 28 августа 1892 года. А между тем выясняется, что 7 августа в Уголовном департаменте Правительствующего Сената рассматривалась жалоба, обозначенная в сенатском расписании так: «защ. кн. Вачнадзе на тифл. с. п. въ покуш. на убійство». Расшифровываю: это значит, что еще один князь Вачнадзе незадолго до того уже покушался кого-то убить, был осужден Тифлисской судебной палатой, и его защита обжаловала приговор в Сенате. Вот еще красноречивая деталь, которую мог не знать и сам Кофод, и она подтверждает, что в этой среде маханье кинжалами по всякому поводу и впрямь было делом привычным. Ну а чего вы хотите-с? «Дикий народ, дети гор» (с).
Впрочем, в этой дикости несомненно была какая-то прелесть. Так, Кофоду в Грузии весьма нравилось: он говорил, что, будь его воля, он остался бы там жить навсегда.