" — Вызывает меня однажды Юрий Владимирович и говорит: «У нас слишком много субъектов СССР. Давайте сведем их все в 15−16 экономических регионов и сделаем их, как штаты в США. Ведь разделение по национальному признаку не характерно ни одной стране мира, кроме нашей! Так что вы продумайте и начертите мне карту этих регионов! — рассказывал Вольский в 2002 году в интервью «Московскому комсомольцу». — Мы с академиком Велиховым сидели почти месяц и сделали ему 15 вариантов карты. Но Андропов постоянно говорил мне: «А почему эту область вы отнесли сюда? Может быть, ее лучше туда?».
Уже после смерти Вольского в «Коммерсанте» (в 2006 году) вышел более подробный рассказ.
— У него была идея фикс — ликвидировать построение СССР по национальному принципу. Межнациональная рознь в СССР подавлялась. Не была такой злобной, как ныне. Однако тлела всегда. Как-то генсек меня вызвал: «Давайте кончать с национальным делением страны. Представьте соображения об организации в Советском Союзе штатов на основе численности населения, производственной целесообразности, и чтобы образующая нация была погашена. Нарисуйте новую карту СССР».
Пятнадцать вариантов сделал! И ни один Андропову не понравился. Какой ни принесу — недоволен: «Отчего эту область сюда, эту — туда? Отчего предприятия так распределили?» А самое трудное было — заводы поделить. С содроганием вспоминаю то задание. В конце концов я позвонил Велихову: «Женя, выручай! Подключись». Обратился к нему как к умному человеку и другу. Дальше мы уже вдвоем чертили. Корпели день и ночь. Компьютеров-то не было. Из подручных средств только телефоны да справки. Нарисовали три варианта. Сорок один штат у нас получился. Закончили, красиво оформили, и тут Юрий Владимирович слег. Не случись этого, успей он одобрить «проект», с полной уверенностью скажу: секретари ЦК, ставшие впоследствии главами независимых государств, бурно аплодировали бы мудрому решению партии.
Вольский — серьезный чиновник и политик, который вряд ли пошел бы на откровенную мистификацию. Тем более что у озвученной им информации есть дополнительное подтверждение. Его я нашел в мемуарах «ХХ век как жизнь», которые написал Александр Бовин — журналист, спичрайтер Брежнева и Андропова.
1 сентября 1983 года генсек попросил Бовина «подготовить соображения» по национальному вопросу. Текст был готов достаточно быстро. Андропов согласился с большинством положений текста и предложил «продумать целесообразность постановки следующих вопросов». Первое из них было сформулировано так: «О преобразовании компартий союзных республик в республиканские организации КПСС».
То есть Коммунистическая партия Беларуси должна была исчезнуть и превратиться, условно говоря, в Северо-Западную областную организацию КПСС. Такой статус белорусские коммунисты имели до конца 1918 года."
https://news.tut.by/culture/662619.htmlЕсть ли надежные подтверждения этих замыслов, кроме как рассказы старых номенклатурщиков?