Dr. Alex Vereshchagin (alex_vergin) wrote,
Dr. Alex Vereshchagin
alex_vergin

Categories:

К вопросу о правовом режиме тела Ульянова В.И.

I. "Распоряжением и.о. начальника Главного управления Министерства юстиции РФ по Москве от 24.01.2014 г. N 483 ... отказано в государственной регистрации Региональной общественной организации "Комиссия по погребению тела В.И. Ленина" при ее создании.

Письмом от 28.01.2014 г. N 3-20/2537 представителю заявителей Б.О.Т. было сообщено об отказе в государственной регистрации, в котором указано, что устав организации противоречит законодательству Российской Федерации, а именно ст. 6 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", в соответствии с которой объекты культурного наследия находятся под государственной охраной, в результате чего, решение по погребению относится к компетенции соответствующих органов государственной власти.

Разрешая спор по существу и, отказывая в удовлетворении заявления, суд пришел к обоснованному выводу о том, что Главным управлением Министерства юстиции РФ по Москве нарушений действующего законодательства не допущено, отказ в регистрации является обоснованным, так как устав организации противоречит законодательству РФ, а именно ст. 6 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".

Соглашаясь с выводами суда первой инстанции, судебная коллегия исходила из того, что в соответствии с п. 8 Постановления и Приложением N 1 к Постановлению Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 г. N 1327 "О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР" объект - Мавзолей Ленина Владимира Ильича - признан памятником государственного (общероссийского) значения.

Указом Президента Российской Федерации N 176 от 20 февраля 1995 г. "Об утверждении перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения" (п. 2) отнесен к объектам исторического и культурного наследия федерального значения.

С доводом о том, что тело Ленина Владимира Ильича не связано с самим объектом культурного наследия - Мавзолеем Ленина и не относится к объектам культурного наследия, судебная коллегия не согласилась, поскольку согласно понятию мавзолея, мавзолей - это намогильное сооружение или здание со склепом, содержащее индивидуальное, семейное или родовое захоронение. Оснований для иного вывода не имеется."
(Из определения Московского городского суда от 16.12.2014 N 4г/8-13227)


II. "Следующим важным моментом, который предлагается урегулировать данным законопроектом, является решение вопроса о перезахоронении останков В.И. Ульянова (Ленина). ... Важно отметить, что законопроектом устанавливается сама необходимость перезахоронения останков В.И. Ульянова (Ленина), но не устанавливаются конкретные сроки, что позволяет учесть политическую ситуацию, социальные настроения, а также мнение всех заинтересованных сторон.

Русская православная церковь считает, что, безусловно, останки В.И. Ленина должны быть преданы земле и страна "опоздала с этим на четверть века". Однако при этом важно не "разбередить старые раны и не спровоцировать раскол". Глава отдела внешних церковных связей Митрополит Волоколамский Иларион отметил, что "нужно дождаться момента, когда по этому вопросу в обществе наступит согласие". Президент Российской Федерации В. Путин также призвал подходить к этому вопросу "аккуратно, чтобы не предпринимать никаких шагов, которые разделяли бы наше общество...".

Авторы законопроекта, полностью поддерживая данную точку зрения, считают, что вопрос о перезахоронении останков В.И. Ульянова (Ленина) должен быть лишен какой-либо исторической, политической и социальной подоплеки и носить исключительно юридический характер.

Во-первых, следует пояснить, что в контексте данного законопроекта используется термин "перезахоронение", а не "захоронение". Это связано с тем, что исторически тело В.И. Ульянова (Ленина) считается захороненным на основании Постановления ЦИК Союза ССР от 25.01.1924, утвержденного впоследствии на II Съезде Советов Союза ССР от 26.01.1924 г.

Считаю необходимым привести полный дословный текст данного документа, который гласит:

"Идя навстречу желанию, заявленному многочисленными делегациями, и обращениям в ЦИК Союза ССР и в целях предоставления всем желающим, которые не успеют прибыть в Москву ко дню похорон, возможности проститься с любимым вождем, Президиум Центрального Комитета Союза ССР постановляет:

1. Гроб с телом Владимира Ильича сохранить в склепе, сделав последний доступным для посещения.
2. Склеп соорудить у Кремлевской стены, на Красной площади среди братских могил борцов Октябрьской революции.".

Таким образом, текст приведенного документа позволяет сделать однозначный вывод, во-первых, о назначенном дне похорон (27 января 1924 года), а, во-вторых, о временном характере данной меры сохранения гроба с телом В.И. Ульянова (Ленина).

Важно отметить, что это практически единственный документ, регламентирующий вопрос захоронения тела В.И. Ленина и его нахождения на Красной площади. На сегодняшний день какая-либо иная нормативно-правовая база, которая регулирует пребывание В.И. Ульянова (Ленина) на Красной площади в Мавзолее, а, самое главное, вопросы содержания тела в надлежащем состоянии, проведения медико-биологических работ, финансирования этих работ, - отсутствует.

Из вышеприведенного текста Постановления ЦИК Союза ССР от 25.01.1924 г. видно, что оно не содержит решения о проведении научных работ по сохранению тела В.И. Ленина, о периодической эксгумации останков тела В.И. Ульянова (Ленина) и проведения с ними биологических и химических экспериментов. Данное решение было принято руководством партии без оформления каких-либо официальных документов.

Тем не менее, так или иначе, тело В.И. Ульянова (Ленина) было захоронено, поэтому в данный момент можно говорить не о захоронении, а только о перезахоронении останков Ленина.

Во-вторых, на сегодняшний день существует ярко выраженная правовая коллизия, когда ранее принятый нормативный правовой акт противоречит действующему законодательству, а именно Федеральному закону от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле".

Так, согласно статье 3 указанного Федерального закона погребение определяется как обрядовые действия по захоронению тела (останков) человека после его смерти в соответствии с обычаями и традициями, не противоречащими санитарным и иным требованиям. Погребение может осуществляться путем предания тела (останков) умершего земле (захоронение в могилу, склеп), огню (кремация с последующим захоронением урны с прахом), воде (захоронение в воду в порядке, определенном нормативными правовыми актами Российской Федерации).

При этом захоронение с юридической точки зрения представляет собой окончание правового цикла существования личности. После погребения с останками не производится никаких действий, они перестают быть объектом права, за исключением случаев эксгумации при необходимости проведения следственных действий и случаев перезахоронения.

Захоронение останков В.И. Ульянова (Ленина) нельзя считать отвечающим требованиям, установленным Федеральным законом N 8-ФЗ.

Официально действие Постановления ЦИК Союза ССР от 25.01.1924 не отменено, этот документ продолжает действовать.

В то же время в соответствии со статьей 2 раздела 2 Конституции Российской Федерации законы и другие правовые акты, действовавшие на территории Российской Федерации до вступления в силу настоящей Конституции, применяются в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации.

Статья 4 Конституции РФ устанавливает, что Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.

Поскольку в силу статьи 15 Конституции РФ, она имеет прямое действие, то ни один нормативный правовой акт, действующий на территории Российской Федерации вне зависимости от времени его принятия, не должен противоречить Конституции и федеральным законам.

Следовательно, все акты, изданные в связи с захоронением тела В.И. Ульянова (Ленина), действовавшие в СССР, подлежат отмене в случае противоречия действующему законодательству РФ, в данном случае - Федеральному закону N 8-ФЗ.

Проведенный анализ нормативно-правовой базы позволяет сделать вывод, что на сегодняшний день статус останков В.И. Ульянова (Ленина) лежит за рамками правового поля, в связи с чем вопрос о перезахоронении тела В.И. Ульянова (Ленина) должен решаться исходя только из юридических оснований.

Мы живем в демократическом, правовом государстве, где согласно Конституции обеспечивается верховенство закона. Исходя из этого, необходимо обеспечить реализацию принципа верховенства закона в отношении вопроса о перезахоронении останков В.И. Ульянова (Ленина), нахождение которых на Красной Площади не основано на нормативных правовых актах, а также противоречит Федеральному закону N 8-ФЗ.

Авторы законопроекта подчеркивают, что данный законопроект не имеет политического и социального контекста, поскольку исходя из существующей политической ситуации, само по себе тело Ленина не является ни символом эпохи, ни символом объединения нации."
(Из пояснительной записки к проекту федерального закона N 155596-7 "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О ПОГРЕБЕНИИ И ПОХОРОННОМ ДЕЛЕ" (в части дополнения нормами, регулирующими вопрос перезахоронения тела (останков) человека). Внесен депутатами Государственной Думы ФС РФ В.В. Сысоевым, И.К. Сухаревым, А.Б. Курдюмовым, А.С. Старовойтовым, А.А. Журавлевым, В.М. Тарасюком, А.Ю. Морозовым, И.А. Торощиным, В.М. Власовым, Б.А. Чернышовым. Включен в Календарь рассмотрения вопросов Государственной Думой ФС РФ на 20.11.2019. Рассмотрение перенесено Советом ГД ФС РФ (Протокол N 229, п. 7).


III. "Медико-биологические работы по сохранению прижизненного облика тела В.И. Ленина в 2016 году составили 13 081 500,00 рублей. В то же время на возможное захоронение высшего должностного лица государства в 2016 году было предусмотрено 4,633 миллиона рублей, в том числе 706 тысяч рублей на захоронение и 3,927 миллиона рублей на надгробные сооружения на месте захоронения.

Таким образом, перезахоронение останков В.И. Ульянова (Ленина) представляется возможным осуществить за счет средств, выделенных на сохранение прижизненного облика тела В.И. Ленина."
(Из финансово-экономического обоснования к тому же законопроекту)

Subscribe

  • Несколько вопросов

    Фильтриус верно пишет, что споры о наследии князя Владимира или Богдана не имеют смысла, но я хочу спросить - не для спора, а просто любопытства…

  • С.В.Волков про украинскую статью Путина

    "Видеть в этой статье изменение принципиального взгляда на проблему никак не возможно, и ни малейшего значения она не имеет".…

  • Про милость и правду

    Конспект моей лекции в Свято-Филаретовском институте, прочитанной в мае. О русском праве до 1917 года…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments