Ну вот и приняли экстренно поправочный закон во исправление той путаницы, которой посвящена моя предыдущая запись. Разобрались и решили, что режимы ЧС и ПГ в стране или нескольких регионах вводит правительство РФ (по сути президент, поскольку именно он является верховным руководителем правительства; но ему удобнее снимать с себя ответственность и делать вид, что это правительство отдельно от него само решает).
Что примечательно и даже прикольно: есть в этих поправках и дополнение, согласно которому органам власти субъектов федерации даруется полномочие "устанавливать обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации с соответствии с подпунктом "м" настоящего пункта". А упомянутый подпункт "м" как раз и говорил о том, что мэр или губернатор "вводят режим повышенной готовности (ПГ) или чрезвычайной ситуации (ЧС) для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" - подчеркиваю, для сил и органов, а вовсе не для граждан!
Этой поправкой законодатель расписался в том, что до сего момента никакого права устанавливать правила поведения граждан при режимах ЧС или ПГ мэр Москвы вообще не имел - иначе зачем понадобилось бы такое дополнение в закон? Введенный им режим, как теперь выясняется, действовал только для "органов" и "сил", а не для нас с вами. А раз такого полномочия - вводить режим повышенной готовности с обязательными правилами поведения для всех - у мэра еще не было, то это значит, что наложенные Собяниным ограничения на граждан при введении им режима ПГ были незаконны, они приняты ultra vires, за пределами полномочий: необходимое полномочие устанавливать подобные правила у него появилось только теперь, с момента публикации этих дополнений в закон.
Отдельный вопрос: санкционируют ли задним числом эти поправки и дополнения те положения его указа, которые были незаконны в момент его принятия? Скажем, если кого-то оштрафовали за "неподчинение законным требованиям" полиции, удалявшей людей с улиц, - а эти законные требования", как выяснилось теперь, основывались на незаконном указе, - то можно ли отменить такой штраф через суд? Это интересный вопрос. Думаю, что по-хорошему Собянину надо бы заново перепринять свой указ. Но такого уважения к процедуре в неправовом государстве ждать не следует - и я не жду.
Но спасибо "законодателю" за столь исчерпывающее подтверждение моей трактовки; лучшего доказательства не бывает.