Просматриваю верстку своей статьи - это неизбежная борьба с застарелыми перверсиями. Редактор, КАК ПОЛОЖЕНО, везде в сносках переставил инициалы - и если у меня было: "А.В.Федотов. Возможно ли применение contra legem в демократическом правовом государстве", то после редактуры стало: "Федотов А.В. Возможно ли..." etc. Я переделываю все назад и пишу пояснение:
"Я вернул инициалы (initials - это то, с чего НАЧИНАЕТСЯ полное имя человека) на принадлежащее им первое место, потому что помещение их ПОСЛЕ фамилии - это позднесоветское извращение, которому не нужно следовать. Имя (first name) всегда должно идти первым. Это международный культурный стандарт, это было нормой и в книгоиздании времен Российской Империи. Даже в СССР почти до самого конца было так (ниже примеры из книг издательства «Наука» и «Юридическая литература» 1975-76 гг. выпуска). Иное допускается (но не является обязательным) только в библиографических списках - для удобства читателя, поскольку там важно побыстрее найти нужного автора, а их зачастую располагают по фамилиям в алфавитном порядке, и поэтому может быть оправданным, чтобы начальная буква фамилии шла в ТАКОМ СЛУЧАЕ первой. Но только в таком случае! А в отдельных сносках ставить имя и отчество после фамилии - это некультурно, и это надо изживать."
И ведь кто-то придумал же в конце 1970-х этот специфический и противоестественный стандарт. Кто и почему? Возможно, к тому времени канцелярит, бюрояз и обезличивание дошли уже до того, что имя, как вообще авторская индивидуальность, потеряло какое-либо значение в глазах чиновников. А может быть, сказался приход чисто советского и воспитанного в атеистическом духе поколения: все-таки имя, данное при крещении - это не пустяк, оно есть имя небесного покровителя и в этом смысле гораздо важнее фамилии - ведь последняя есть всего-навсего родовое прозвище, которому никакого религиозного значения не присваивается. Имена были всегда (так сказать, "вначале было имя"), а вот фамилии возникли довольно поздно, даже в конце 19 века они в России были еще не у всех. Однако поздний совок был уже абсолютно глух к культурной традиции и попросту не ощущал подобных вещей. К инициалам стали относиться как к некоему "уточняющему коду", буквенному обозначению человека, и не более того. А с другой стороны, даже при этом - зачем все-таки им вздумалось отойти от привычных, всеобщих и вековых стандартов? Такое не могло быть сделано случайно - это сделал кто-то и зачем-то, неспроста, совершенно обдуманно.
В общем, хочется задать сакраментальный вопрос: "Кто организовал вставание?"


Современная западная норма такая же:

Comments
Но это чистая спекуляция. Скорее всего, тут дело именно в том, что в советском обществе имена и правда были уточнением. Недаром же в газетных статьях 30-х они и вовсе не упоминаются. Сплошные гражданин Иванов, комсомолец Петров, да товарищ Сидоров.