Top.Mail.Ru
? ?

Previous Entry | Next Entry

Про Ф.И.О.

Просматриваю верстку своей статьи - это неизбежная борьба с застарелыми перверсиями. Редактор, КАК ПОЛОЖЕНО, везде в сносках переставил инициалы - и если у меня было: "А.В.Федотов. Возможно ли применение contra legem в демократическом правовом государстве", то после редактуры стало: "Федотов А.В. Возможно ли..." etc. Я переделываю все назад и пишу пояснение:

"Я вернул инициалы (initials - это то, с чего НАЧИНАЕТСЯ полное имя человека) на принадлежащее им первое место, потому что помещение их ПОСЛЕ фамилии - это позднесоветское извращение, которому не нужно следовать. Имя (first name) всегда должно идти первым. Это международный культурный стандарт, это было нормой и в книгоиздании времен Российской Империи. Даже в СССР почти до самого конца было так (ниже примеры из книг издательства «Наука» и «Юридическая литература» 1975-76 гг. выпуска). Иное допускается (но не является обязательным) только в библиографических списках - для удобства читателя, поскольку там важно побыстрее найти нужного автора, а их зачастую располагают по фамилиям в алфавитном порядке, и поэтому может быть оправданным, чтобы начальная буква фамилии шла в ТАКОМ СЛУЧАЕ первой. Но только в таком случае! А в отдельных сносках ставить имя и отчество после фамилии - это некультурно, и это надо изживать."

И ведь кто-то придумал же в конце 1970-х этот специфический и противоестественный стандарт. Кто и почему? Возможно, к тому времени канцелярит, бюрояз и обезличивание дошли уже до того, что имя, как вообще авторская индивидуальность, потеряло какое-либо значение в глазах чиновников. А может быть, сказался приход чисто советского и воспитанного в атеистическом духе поколения: все-таки имя, данное при крещении - это не пустяк, оно есть имя небесного покровителя и в этом смысле гораздо важнее фамилии - ведь последняя есть всего-навсего родовое прозвище, которому никакого религиозного значения не присваивается. Имена были всегда (так сказать, "вначале было имя"), а вот фамилии возникли довольно поздно, даже в конце 19 века они в России были еще не у всех. Однако поздний совок был уже абсолютно глух к культурной традиции и попросту не ощущал подобных вещей. К инициалам стали относиться как к некоему "уточняющему коду", буквенному обозначению человека, и не более того. А с другой стороны, даже при этом - зачем все-таки им вздумалось отойти от привычных, всеобщих и вековых стандартов? Такое не могло быть сделано случайно - это сделал кто-то и зачем-то, неспроста, совершенно обдуманно.

В общем, хочется задать сакраментальный вопрос: "Кто организовал вставание?"

Image may contain: text

Image may contain: text

Современная западная норма такая же:

Image may contain: text

Comments

( 11 comments — Leave a comment )
pashkovdv
May. 30th, 2020 04:24 pm (UTC)
Устои рушатся и чиновники "бомбят кирпичами", если Имя-Отчество пишешь перед фамилией. У них же ФИО!, а я им ИОФ.
nampuom_pycu
May. 30th, 2020 11:15 pm (UTC)
Нынче и Ф.И.О. не спрашивают, требуют СНИЛС.
pashkovdv
May. 30th, 2020 04:25 pm (UTC)
Забавно, что ник жж я создавал в стиле "фио", когда еще не заморачивался.
nepalez
May. 30th, 2020 04:53 pm (UTC)
Мне всегда казалось, что дело в удобстве сортировки. Библиотечных карточек, например. Ровно так же, как начав писать код, я приучил себя к указыванию дат в стандартном виде `2020-05-30 15:51:00Z` от старших к младшим разрядам.

Но это чистая спекуляция. Скорее всего, тут дело именно в том, что в советском обществе имена и правда были уточнением. Недаром же в газетных статьях 30-х они и вовсе не упоминаются. Сплошные гражданин Иванов, комсомолец Петров, да товарищ Сидоров.
alex_vergin
May. 30th, 2020 06:19 pm (UTC)
Конечно: это соображение - удобство сортировки - имеет одинаковую силу везде, но ФИО принято только у нас.
anna_bpguide
May. 30th, 2020 05:34 pm (UTC)
Спасибо! Как раз сейчас решаю вопрос, как быть со сносками...
cruunch
May. 30th, 2020 08:40 pm (UTC)
Было же, ФИО у рабов, у граждан ИОФ
(Deleted comment)
(Deleted comment)
alex_vergin
May. 30th, 2020 10:22 pm (UTC)
Да, и на Западе тоже есть ненормальные. Никто нас никуда не может послать - посылаем мы.
(Deleted comment)
alex_vergin
May. 31st, 2020 07:43 am (UTC)
К редактору претензий нет, про ГОСТ мне хорошо известно. Никакого пиетета перед Гарвардом у меня нет, я многих гарвардцев лично знаю - там, как и везде, полно недоумков и проходимцев.
(Deleted comment)
alex_vergin
May. 31st, 2020 08:45 am (UTC)
Уж я тем более не пойму, о чем вы спорите и что хотите доказать.
(Deleted comment)
alex_vergin
May. 31st, 2020 12:21 pm (UTC)
А зачем тогда спорить, если не спорите?
( 11 comments — Leave a comment )

Profile

alex_vergin
Dr. Alex Vereshchagin

Latest Month

September 2023
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Comments

  • alex_vergin
    2 Oct 2023, 19:31
    Видимо, что-то в этом роде — вместо "полевые".
  • alex_vergin
    2 Oct 2023, 00:52
    официальный нюрбергский документ)  Conclusions: The SS was utilised for the purposes which were criminal under the  <>involving the persecution and extermination of the Jews, brutalities and…
  • alex_vergin
    1 Oct 2023, 21:11
    По буквальному смыслу именно так и выходит. Подозреваю, что в оригинальный приговор мало кто заглядывает, а вместо него "сложилось мнение".
  • alex_vergin
    1 Oct 2023, 21:06
    Интересно, почему они их так назвали — кавалерийскими. Перевод, что ли, неправильный...
  • 1 Oct 2023, 19:20
    Там, в приговорах и определениях, есть некое.. не то, чтобы противоречие... А какая-то неопределённость, снижающая их практическую ценность.
    Т.е., СС безусловно и однозначно названа преступной…
Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow