С наслаждением прочел это место из интервью Сергея Белова:
BG: По вашему мнению, связана ли новая формулировка в Конституции о России как о правопреемнице СССР с особым мнением судьи Константина Арановского, который излагал в нем ровно противоположную позицию?
С. Б.: Я не думаю, что здесь есть прямая взаимосвязь, хотя, конечно, его особое мнение вызвало общественный резонанс, который, вероятно, повлиял на необходимость регулирования этого вопроса в Конституции и спровоцировал соответствующую поправку. Правопреемство — это юридический вопрос. В заключительных и переходных положениях Конституции 1993 года указано, что она отменяет не Конституцию СССР 1977 года, а Конституцию РСФСР 1978 года, подчеркивая, что Россия — это государство-продолжатель не СССР, а РСФСР. Правопреемственность — другое понятие, и теперь оно сформулировано относительно наследия и прав и обязательств, доставшихся России от СССР.
Новая норма позволяет предъявлять современной России все претензии, которые могли быть предъявлены СССР. Сформулированные Константином Арановским в особом мнении положения закрывали возможность требовать возмещения вреда, причиненного советской властью.
BG: Но ведь Константин Арановский не говорил о том, что Россия не должна брать ответственность за проблемы жертв политических репрессий в СССР.
С. Б.: Да, но это следовало из общей логики его рассуждений. Он писал, что пострадавшим должна быть выплачена компенсация, но это не значит, что Россия должна признать вину за все то, что было совершено советской властью. По моему мнению, у такого подхода могут быть нежелательные последствия, где Россия в будущем могла бы произвольно решать, компенсировать ущерб или нет. Если же мы провозглашаем, что Россия — правопреемник СССР, то юридически ей можно предъявить требования по возмещению причиненного вреда".
Стало быть, и требования по возмещению вреда, причиненного грабительскими ленинскими декретами о национализации почти всего. Говорил же я, что напрасно совки напустились на Арановского с обвинениями в белогвардейщине: напротив, он пытался защитить государство от подобных претензий, но великодушный законодатель на это не пошел и отказался от произвольного подхода: здесь компенсирую, а там не компенсирую. Компенсировать нужно всё. Вот так-от! Ура, товарищи!
Текст интервью https://www.kommersant.ru/doc/4661237
Текст интервью https://www.kommersant.ru/doc/4661237