Dr. Alex Vereshchagin (alex_vergin) wrote,
Dr. Alex Vereshchagin
alex_vergin

Category:

О "дискриминации"

Из разговора с просвещенным френдом, заметившим, что "правовое положение "инородцев" отличалось от правового положения русских подданных".
Я: "Это не совсем так, если понимать под инородцами лиц иной национальности нежели русская. Не было правовой категории "русские подданные", противостоящей категории "инородцы". Не было у русских подданных en masse таких прав, которые не принадлежали бы никому из именуемых в обиходе "инородцами" (большинство коих тоже были "русскими подданными"). При этом национальные меньшинства сплошь и рядом имели привилегии, которых не было у русских (немецкие бароны, например, или немецкие же колонисты, освобожденные от рекрутской повинности; от нее же были освобождены и мусульмане Кавказа, хотя им отнюдь не воспрещалось поступать на военную службу добровольно). Как правило, законодательство Р.И. вообще не дискриминировало по принципу национальности, а только по признаку вероисповедания. Единственное заметное исключение - закон 1865 г. об ограничении земельных прав "лиц польской национальности" (Сенат потом 50 лет толковал, что такое польская национальность - ее ведь в правовом смысле не было). При этом лица любых христианских вероисповеданий были в глазах закона безразлично равны в отношении как частно-правовом (предпринимательская деятельность и т.д.), так и публично-правовом (государственная служба). Отсюда огромное количество предпринимателей и чиновников из католиков (в основном поляки) и протестантов (в основном немцы). Сам термин "инородцы" - это политкорректный эвфемизм для "иноверцев", изобретенный Сперанским и затем используемый в целях смягчения, ради лучшего отношения к лицам другой веры, поскольку национальность не считалась важной. Причем, в строгом юридическом смысле термин инородцы относился лишь к отдельным азиатским и нехристианским народам (Сибирь, Средняя Азия и мусульмане Кавказа). Но именно среди них нац. вопрос в то время вообще не стоял, и там не имело смысла разыгрывать нац. карту. Единственное исключение - евреи, однако и тут ограничения были только вероисповедными, а не национальными. А поляки, немцы, прибалты, грузины, молдаване и т.д. - то есть народы со сравнительно развитым самосознанием - вообще инородцами не считались. Так что это расхожее обобщение "русские -привилегированные, а остальные - подвергаются дискриминации" не имеет отношения к реальности и есть продукт левой публицистики и советской школы, напрасно укоренившийся в умах."

Он: "Спасибо за уточнение, это очень полезно. Если мне не изменяет память, довольно серьёзные ограничения для «инородцев» (но фактически- для иноверцев) были ещё в сфере семейного права".

Я: "Тут опять же часто смешивают местные и вероисповедные особенности с дискриминацией в плохом смысле. Поскольку Р.И. была традиционным обществом, то она уважала традиции и никогда без крайней нужды их не меняла. Поэтому местные законы завоеванных народов сохранялись во всех случаях без исключения, и в первую очередь в брачно-семейной сфере, как труднее всего поддающейся гос. регулированию. Так, в Царстве Польском при русской власти действовал кодекс Наполеона, за исключением именно положений о гражданском браке, которые были отменены как несовместимые с польской католической традицией: «введение французского Гражданского кодекса в Варшавском герцогстве вызвало ропот в народе, так как этот кодекс не был согласен ни с нравами поляков, ни с их учреждениями и законами. Народ, находившийся под влиянием католического духовенства, в особенности не мог сочувствовать тому обстоятельству, что по кодексу брак получил характер чисто гражданского союза и был изъят из ведения церкви, так что законодательство о браке не могло, очевидно, держаться в Польше, коль скоро прекратилось влияние Наполеона» (С.В. Пахман). В отличии от Советов, правительство Империи не было озабочено никакой социальной инженерией, поэтому не запрещало и многожество у мусульман - ведь это их "природный обычай". У "природных жителей Кавказа" был снижен брачный возраст на три года по сравнению со всеми прочими, то есть в "худшем" положении были именно православные и прочие христиане. И т.д. и т.п. По части вступления в брак было одно существенное ограничение, но опять же вероисповедное, а не национальное: православным и католикам запрещалось вступать в брак с нехристианами. Протестантам же дозволялось вступать в брак с иудеями и мусульманами, то есть протестанты (это главным образом прибалты) оказывались "привилегированными" по сравнению с типично русскими православными людьми."

Добавлю, что основания для дискриминации ("различения") могут быть: 1) возрастные - они существуют повсеместно (младенцы нигде не голосуют); 2) сословные 3) гендерные 4)  вероисповедные 5) национальные (этнические). В России последние играли наименьшую роль и были редкостью. Но даже сословные различия нередко представляли собою "дискриминацию" именно высших сословий: например, закон суровее наказывал дворян и почетных граждан за кражу, нежели всех остальных; только дворянам, купцам и почетным гражданам воспрещалось усыновлять своих незаконнорожденных детей, и т.п. Так что различия действовали в обе стороны, а не только против низших, как привыкли изображать дело мраксисты. Чего точно не было, так это попыток "социальной инженерии", осуществляемой путем переделки людей, то есть стремления создать однородное общество советского типа.
Subscribe

  • Об успехах ЗОЖ

    https://salery.livejournal.com/199852.html Я тоже за ЗОЖ (интересно ведь посмотреть на агонию путинского варианта Совка и даже поучаствовать в…

  • Юбилей, однако

    Кажется, сегодня 10 лет со дня объявления о возвращении Пу на престол. Кто-то еще об этом помнит? Поворотная ведь дата, покончившая с надеждами на…

  • Несколько вопросов

    Фильтриус верно пишет, что споры о наследии князя Владимира или Богдана не имеют смысла, но я хочу спросить - не для спора, а просто любопытства…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 31 comments

  • Об успехах ЗОЖ

    https://salery.livejournal.com/199852.html Я тоже за ЗОЖ (интересно ведь посмотреть на агонию путинского варианта Совка и даже поучаствовать в…

  • Юбилей, однако

    Кажется, сегодня 10 лет со дня объявления о возвращении Пу на престол. Кто-то еще об этом помнит? Поворотная ведь дата, покончившая с надеждами на…

  • Несколько вопросов

    Фильтриус верно пишет, что споры о наследии князя Владимира или Богдана не имеют смысла, но я хочу спросить - не для спора, а просто любопытства…